Поддержите сайт: номер кошелька Яндекс-Деньги - 410011377083748

Античные города против греческих полисов

На основе бесед и материалов сайта историка, анапчанина Евгения Александровича Гладилина ( www.rojdenierus.ru - Возвращенная Русь).

* * *

Введение

Современная трактовка античной истории Причерноморья основывается на представлении, в соответствии с которым античные государства Северного Причерноморья были основаны переселенцами греками. Поэтому считается, что:

Греческие переселенцы принесли античную цивилизацию со всеми ее особенностями и всеми достижениями на берега Черного и Азовского морей. Греческие города выступали как носители более высокого уровня социального развития, оказывали значительное влияние на окружающие их племена, ускоряя в них процесс изживания первобытнообщинных отношений и способствуя становлению классового общества и государства. Историк, анапчанин Евгений Александрович Гладилин считает, что отождествление античных городов Причерноморья и греческих полисов является исторически неверным и приводит в подтверждение своего мнения доводы, не согласиться с которыми просто невозможно. Но сперва посмотрим, откуда растут корни отождествления этих, в чем-то прямо противоположных понятий, античный город и греческий полис. Приведем выдержки из труда «Перипл обитаемого моря» Псевдо-Скилака Кариандского (VΙ в. до н.э.), который пишет о регионе нынешней Анапы: «Синды. После же меотов живут синды; но достигают они и областей во вне залива; и у них существуют такие греческие полисы: полис Фанагор, Кепы, Синдская Гавань, Патунт». Видимо, на основе таких отрывков и распространяемого заблуждения о том, что само понятие «полис» тождественно понятию «город» был сделан поспешный вывод о тождестве античных городов с греческими полисами.

         

Что есть «полис»?

Что же тогда есть «полис», если не «город»? Ответ не придется долго искать. Каждый знает значение слова «монополия», которое обозначает, власть одного («моно») продавца («полия») на рынке. А заглянув в специализированные словари, мы увидим, что слово «полия» как раз и означает «торговля». Таким образом, «полис» - не город, а торговое место, рынок, территория, на которой расположены оптовые торговые склады и торговые площадки.

Для подтверждения этого понимания понятия «полис» всего лишь нужно повнимательней прочесть, например, соответствующие разделы из общедоступной Большой Советской Энциклопедии.

В разделе Древняя Греция указано, что первые города на территории современной Греции были образованы еще в период ранней бронзы (около 28 — около 21 вв. до н. э.). Города росли и развивались, не зная никаких полисов, развитие которых приходится на 8-6 вв. до н.э. Причиной развития полисов послужило «отделение ремесла от земледелия», что «означало переход к более широкому обмену, производству на рынок».

Кто такие греки?

Применение понятие «греки» для определения этнического состава населения, по мнению Е.А. Гладилина, неверно по своей сути. Сама страна Греция называется Hellas, название Греческого королевства звучало как Basfleion tes Hellados (смотрите раздел БСЭ «Королевство Греция»), а сами греки называют себя эллинами. Читаем раздел «Эллины» в БСЭ: «Эллины (греч. Hellenes), самоназвание греков».

Если говорить о Древней Греции и древних греках, то никаких греков и эллинов мы не находим. Были пеласги, ахейцы, дорийцы и пр.

Кто такие эллины?

Продолжая цепочку следствий, постараемся разобраться с эллинами. По этой тематике у Евгения Александровича Гладилина уже написана соответствующая статья «Эпоха эллинизма» (из книги «История Древнего мира»), выдержки из который мы и приведем:

 «…Периоду (эллинизма) в истории посвящено немало трудов, но никто не дает точного определения, что означает термин «эллинизм». Все трактовки сводятся только лишь к временному отрезку и расплывчатым формулировкам относительно носителей этой культуры.»…

…«…подробное изложение значения термина «эллинизм» мы находим в словаре-справочнике по истории и культуре Древней Греции и Рима «Античный мир» (И.А.Лисовский, К.А.Ревяко. Минск. «Беларусь».1997).

Эллинизм – термин, которым определяют период в истории Греции и стран Вост. Средиземноморья с походов А.Македонского (334-323 до н.э.) до окончательного завоевания Востока Римом (30 до н.э.). Термин «э.» ввел в научный оборот в 30-х гг. 19 века нем. ученый Й.Г.Дройзен. Единой точки зрения на эллинизм в мировой историографии античности не существует. Дройзен понимал эллинизм как распространение греческой (эллинской) культуры среди стран и народов Средиземноморья. Предлагалось также рассматривать эллинизм как этап в истории античного мира (А.Б.Ранович). Но большинство историков следуют концепции К.К.Зельина, который рассматривал эллинизм как сложное социально-экономическое, политическое и культурное явление, характеризующееся синтезом греческой и восточных начал, а сам период – как качественно новый этап в развитии рабовладельческих отношений античного мира.

Таково современное понимание. Но еще в XIX веке (!):

«Еллины, Еллинисты – вообще любители всего греческого, то же, что Фил-еллины; Еллинами и Еллинистами назывались Иудеи, разсеянные между греками и усвоившие греческие понятия и обычаи.» («Церковно-исторический словарь» под редакцией протоиерея Л.Петрова (С.-Пб. Типография Департамента Уделов.1889))

«Еллинисты – евреи из стран языческих». («Краткий церковнославянский словарь» (М. Лодья. 2003))»

Теперь об этимологии (т.е. об истинном значении) самих слов «эллин», «эллины», «эллинизм».

«В книге И.Ф. Шифмана «Ветхий Завет и его мир» значительное место уделено израильскому политеизму. Дело в том, что религия древних израильтян и иудеев, как и религии других окружавших их народов, была политеистичной. В ней отразились представления, общие для всех семитских народов, в особенности же для народов, населявших сиро-палестинский регион и принадлежавших к северо-западной группе семитской языковой семьи; были в ней и свои специфические особенности.

Главой древнеизраильского пантеона был общесемитский бог верховный бог Эл (иначе – Элоах или Элохим). Само это имя собственно и значит «бог», эллинисты – богоизбранные.

Как видно из приведенного материала, эпоха эллинизма – период доминирования еврейской языческой культуры и традиций в ряде стран Средиземноморья уже в более поздние времена. Случилось это в период распада империи Александра Македонского, когда она разделилась на несколько отдельных самостоятельных государств под управлением его полководцев, пока не имевших четких границ».

Снова возвращаемся к «грекам»

Не выходя за пределы Большой Советской энциклопедии в разделе «Греки» находим: «Греками называли эллинов римляне. Первоначально это название относилось к греческими колонистам Южной Италии, но затем перешло на всех эллинов и через римлян стало известно народам Европы». Но, цитируем Гладилина: «Великая Греция – государство в середине 1 тыс. до н.э. на острове Сицилия и незначительной части ЮЗ Аппенинского п-ва; основана греками-язычниками, выходцами из Самарии (еврейского языческого государства)». Так что греки – название евреев, выходцев из Ближнего Востока.

Древние «греки»

Кем же являются те, которых мы сейчас называем древними греками? Исходя из вышеизложенного становится понятным и название неэллинских народов, населявших территорию современной Греции – пеласгов. Смотрим в ту же БСЭ: «Пеласги (греч. Pelasgói), согласно античной традиции, догреческое население Греции Древней (Ю. Балканского полуострова, островов Эгейского моря, Фессалии, Эпира, Крита, западного побережья Малой Азии). Археологические раскопки подтверждают близость культур догреческого населения всех этих районов». Таким образом, получается, что до греков-эллинов на территории Современной Греции проживали гои Пеласа. Гой – еврейское слово, обозначающее всех неевреев. На территории Северо-Восточного Причерноморья, соответственно, жили гои Киммера. Историкам известен их киммергойский язык.

 Заключение

Называя вещи своими именами, мы уходим от заблуждений. Высокоразвитая культура античных городов не имеет общих оснований с торговыми базами эллинов – выходцев из Ближнего Востока. Древние античные города Северного Причерноморья являлись относительно небольшими. Вся торговля проводилась за пределами городских стен. По вопросам безопасности никто не будет пускать к себе в город пришлых чужеземцев.

Посмотрим на историю Анапы. Эллинские полии находились за вдали от города: за рекой Анапкой, в районе ст. Гостагаевской.

Анты (греч. Ántai), название восточнославянских племён. Соответственно логично было бы предположить, что античные государства – государства антов. Но на сегодняшний день такое предположение является слишком смелым для исторической науки, находящейся в эллинистическом плену.

Напоследок процитируем еще раз Е.А. Гладилина: «В советское время главным специалистом по греческим полисам на берегах Черного моря стал академик Сергей Александрович Жебелев (1867-1941). Именно с его подачи в первые годы советской власти был узаконен «греческий след» в отечественной истории и полисы-склады оказались на территории античных городов. Он был одним из организаторов Академии истории материальной культуры и неизменным заместителем председателя этой Академии, заведующим сектором античного Причерноморья, издал свыше 300 научных работ. Незадолго до смерти, решив снять грех с души, академик написал посмертное письмо, в котором признался в фальсификации истории…»