Поддержите сайт: номер кошелька Яндекс-Деньги - 410011377083748

У лукоморья. Лукоморье: быль или сказка?

Черное море, наверно, когда-нибудь назовут самым загадочным морем планеты. Слово „черное" — это еще и что-то темное и тайное, что-то скрывающее в своей глубине. Сама геологическая история Черного моря полна тайн и загадок.

Карта схема Чёрного моря до потопа. Приблизительно 5200 лет до н. э. пресноводное озеро уровень моря на 120 м ниже современного До потопная береговая линия обозначена тёмно зеленым цветом Босфорский порог красной окружностью.
С сайта http://netnotebook.net/ancient_civilization/

 

В течение миллионов лет оно несколько раз становилось то соленым морем, то пресноводным озером, то теряло связь с океаном, то снова ее приобретало. Последний раз это случилось по геологическим меркам совсем недавно. Ученые говорят, что всего пять-семь тысяч лет назад Черное море было большим пресноводным озером. Но случился мощный катаклизм. Был ли он глобальным и общим для других народов, возможно даже тот же самый, что привел к гибели легендарную Атлантиду, или это была локальная катастрофа, связанная, например, с сильным извержением вулкана в Средиземном море, об этом точно не известно. Существует только научный факт образования проливов Босфора и Дарданеллы приблизительно в указанный период, после чего в Черное море хлынули соленые средиземноморские воды. Естественно, что уровень моря поднялся, и прибрежные поселения были затоплены.

Этот катаклизм назван Дардановым потопом. Некоторые исследователи именно с ним связывают миф о библейском потопе. Но другие считают, что в такую далекую эпоху, около пятого тысячелетия до новой эры, на берегах Черного моря еще не было поселений, которые могли бы быть затоплены, и народов, способных запомнить катаклизм, отразив его в своей мифологии.

Русский народ — молодой или древний?

В исторической науке сложилось мнение, что славяне и русский народ, в частности, относятся к группе самых молодых народов Евразии, образовавших свое первое государство—Киевскую Русь — лишь в 6 веке н.э. До этого же праславяне пребывали в основном в виде варварских полудиких племен, не имевших сколько-нибудь заметной истории и культуры. Кто были эти праславяне, об этом историческая наука пока ничего определенного сказать не может: киммерийцы, анты, скифы, ранены, аланы, ванны, сарматы и всевозможные арийские племена упоминаются в разных источниках как предки славян.

Такая позиция, исторической молодости русского народа, совершенно не вяжется с другим научным фактом, о котором стоит сказать несколько слов.

Самым древним из известных языков считается санскрит. На этом языке были написаны древнейшие из известных текстов — Веды, которых принято относить к древнеиндийской культуре. Веды в течение многих тысячелетий передавались из уст в уста жрецами, а потом были записаны. В 5-4 веках до н.э. язык был воссоздан брахманом Панини. И, несмотря на то, что многие языки и наречия Индии впитали в себя санскрит, здесь он считался мертвым языком. Им пользовались лишь жрецы. Как сейчас, например, лишь специалисты знают латинский или древ­негреческий языки, на которых некогда говорили целые народы. И только в районе нынешнего Дели жила народность „шаурасени" (прошу читателей обратить внимание на это название), для которой родная речь была очень близка к санскриту.

Долгое время санскритологи искали связь между этим языком и другими древними и современными языками разных народов. Почти во всех европейских языках было обнаружено множество корней общих с санскритом, и до 19 века санскрит считался общим предком группы индо­европейских языков. Причем, наибольшее родство было выявлено между санскритом и группой славянских языков. Но каково же было удивление исследователей, когда самую близкородственную связь проявили санскрит и русский!

Вот как об этом сказал на конференции Общества индийской и советской культуры (1964 г., г. Газиабад, Уттар-Прадеш) санскритолог Д.П. Шастри: „Если бы меня спросили, какие два языка в мире более всего похожи друг на друга, я ответил бы без всяких колебаний: „Русский и санскрит". И не потому, что некоторые слова в обоих языках похожи, как и в случае со многими языками, принадлежащими к одной семье. Удивляет дру­гое, что в двух наших языках схожи структура слова, стиль, синтаксис, а также правила грамматики... Как бы я хотел, чтобы великий Панин мог быть здесь, со мной, и слышать язык своего времени, столь чудесно сохраненный со всеми мельчайшими тонкостями!"

Известный индолог и этнограф, доктор исторических наук Н.Р. Гусева в своей книге „Славяне и арьи. Путь богов и слов" обращает внимание на то, что близкое родство языков подтверждается общностью наиболее древних слов, куда относятся местоимения, числительные, термины родства. Вот только несколько примеров (сначала на русском языке, а затем - на санскрите): матерь — матри; тата, тятя — тата; сын — суну; свояк — свака; сноха — снуша; деверь — девар; брат — братар; жена — джани; тот самый — татсама; который — катара; когда — када, свой — сва; два, две, двое — два, дви, двая; три, третий, трое — три, трета, трая; четыре, четверо — чатур, чатвар; пить — пи; питание — питу, вода — вара, пиво; брань — рана; Бог — Бхага; волна — валана; всадник — ссадин; ветер — ватар; ведать — вед; гласить — хлас; прогонять — кши и т.д.

На схожесть санскрита и славянских языков указывают и другие язы­коведы: О.Н.Трубачев, А.Ф.Гильфердинг, Ф.А.Браун. В данной статье не ставилась задача развивать эту тему. Сейчас нас интересует другое: такая близость древнейшего на земле языка со славянскими языками во­обще и русским в частности может означать лишь то, что народы-носители этих языков столь же древни, как и сам язык санскрит. А это возраст в несколько тысячелетий!

Авторы Вед — кто они?

Современные ученые считают, что исход ариев из Восточной Европы начался в 5-3 тысячелетиях до н.э., что, кстати, совпадает со временем Дарданова потопа. Видимо после катаклизма и затопления многих территорий, природные условия в этом регионе на долгие годы стали не пригодны для жизни. Пресная вода заменилась морской, солено-горькой. От смешения вод огромные массы живых организмов погибли, насытив водоем продуктами гниения.

Однако, очевидно, что переселилась хоть и значительная часть, но далеко не весь народ, говоривший на санскрите, поскольку в тех краях, куда пришли арии, местные народы лишь восприняли влияние нового языка, но не сохранили его. И только славянские, а в большей степени русский, сохранили в развитии древнюю основу до сего дня. Поистине „великий и могучий" еще раз подтвердил это звание! И не странно ли, что академическая наука упорно считает, что русского народа, как таково­го, не существовало вплоть до 5-6 веков н.э. Но кто же тогда сохранил и развил санскрит до русского языка? Могли ли справиться с этой задачей в течение, по меньшей мере, пяти тысячелетий, да в окружении многообразия народов Евразии какие-нибудь малочисленные племена, лесные дикари, не имеющие устной народной традиции, ремесел и какого-либо устойчивого культурного пространства? Конечно, нет. Не может мышь родить гору. Лишь те слова живут в народе, которыми он пользуется. И весь звучный, поэтический, многогранный русский язык переливался из тысячелетия в тысячелетия в народе, который был столь же значителен и могуч, как и сам язык. Этот народ без сомнения должен был быть многочисленным, занимать обширную территорию, оказывать внушительное влияние на соседние народы, иметь развитую мифологию, народные традиции, собственную религиозную концепцию.

Уровень знаний и философии миропонимания, отраженный в „Ведах", подтверждают, что в те времена, когда от материнского народа откололись и ушли в Индию арии, этот народ обладал всеми перечисленными необходимыми свойствами и качествами. Значит, такой народ без сомнения должен был оставить реальный след в древней истории и мифологии разных народов.

В настоящее время целый ряд исследователей изучает историю древней Руси с новых позиций. Рассматривается связь руссов с индоариями, ираноариями, гиперборейцами. В качестве прародины славян фигурирует чуть ли не вся Евразия от Ледовитого океана до Индийского. Восстанавливаются тексты славянской ведической традиции: „Велесова книга", „Книга Коляды", „Боянов гимн", „Глубинная книга". Как бы там ни было, факты, рассмотренные непредвзятым взглядом, все больше и больше подтверждают существование русского народа за многие тысячеле­тия до Киевской Руси.

Как же он назывался?

Историки в качестве предков руссов и славян перечисляют массу названий живших в разное время и на разных территориях народов. Вот только некоторые из них: анты, киммерийцы, сколоты, склавины, расены, ванны, венеты и другие. Вся проблема в том, что самоназвание народа может быть одним, а то, как называют его соседи, может быть совершен­но другим. Поэтому один и тот же народ легко принять за разные.

Например, народ Германии мы называем „немцы", англичане — „джомен", а сами немцы себя называют — „дойч". Древнее же название народа— „готты". Есть ли хоть что-то общее между всеми этими словами? Но существуют еще и прозвища. Например, русские и украинцы друг для друга — москали и хохлы. Логично предположить, чем больше контактов у народа со своими соседями и чем многочисленнее эти соседи, тем больше будет у народа и названий. Поэтому их обилие, зафиксированное историками на территории, где по логике должны были все это вре­мя проживать наши предки, вовсе не свидетельствует, что это были разные этносы, а, скорее всего, подтверждает их принадлежность к одному большому и многочисленному этносу.

Имя Русь впервые появилось в документальной истории, связанное с местами Понта и Меотиды, то есть с Черным и Азовским морями. Например, в житиях Георгия Амастридского и Стефана Сурожского упоминается некое племя Русь, проживающее в Тавриде и на берегах Черного моря. Однако историки удивительным образом пришли к выводу, что племя это было готским и что имя Русь является славянской передачей финского названия Швеции, которое через посредство тюркского народа попало к арабам, а от них к берегам Черного моря. И эта версия является до настоящего времени основой теории скандинавского происхождения Руси?!

Мы же последуем обычному здравому смыслу и будем исходить из нормальной человеческой логики: народ, который сумел сохранить в течение многих тысячелетий свой исконный язык, должен был сохранить и свое имя. Поэтому и самоназвание наших древнейших предков должно быть подобным нынешнему. По одной из версий самоназвание того древнего народа, автора Вед, было — расы или расены, то есть сыны Ра. Как бы там ни было индийские легенды говорят, что Веды были принесены спустившимися с гор ришами или рашами. Вспомним здесь и упо­минавшийся уже факт, что единственной народностью на территории Индии, которая в 4 в. до н.э. еще говорила на диалекте, близком к санск­риту, было племя шаурасенов. Да и, наконец, англоязычные народы до сих пор нас так и называют — „рашен".

Но Ра — не является прямой аналог египетского бога Солнца. В соответствии со славянскими Ведами Ра — это животворящий источник света (мы бы сказали энергии), который проливается на Землю не только от Солнца, но из Космоса вообще, оживотворяя на ней всю природу. И первой формой такой материализованной на Земле космической энергии является вода. Это потрясающий факт, но с точки зрения современной науки — так и есть: водород является первым элементом, созданным из частиц света во время зарождения Вселенной. Сейчас это знают все, кто знаком с основами физики и химии, но как об этом догадались люди несколько тысяч лет назад? Итак, авторы Вед считали, что основой жизни является солнечная энергия и вода. Впрочем, то же самое вам скажет каждый школьник, изучивший Природоведение.

Но последуем за древней логикой дальше. Вода выпадает на землю перед рассветом (это слово само за себя говорит) в виде росы. И так же, как появилась роса, были сотворены и люди — расы или расены. От той же божественной силы текут с вершин гор, с самых небес реки, а в реках живут их души — русалки. В названиях многих рек звучит эта тема, да и самая великая русская река Волга некогда называлась Ра. Расены жили в основном вдоль рек, собственно, как и сейчас. Тема рек, озер, морей обильно отражена в народном творчестве и обрядах до сих пор.

Видимо, позднее произошло разделение двух названий. Из расенов выделились росы или русы, то есть конкретно — речные, водные люди, то есть племена, образ жизни которых, был тесно связан с водой, прежде всего рыболовством. В этом смысле слова „рус" и „русло" — однокоренные. Логично предположить, что в древние эпохи шло разделение народов не столько по генетическим признакам, которые сами по себе особой ценности не представляли, сколько по образу жизни и сфере занятий. Вероятно, расенами назывались все этносы, говорящие на одном языке и имеющие общие верования и традиции, но отличающиеся по образу жизни, руссами — конкретно жители рек. Короче говоря, между расенами и руссами такая же разница, как между россиянами и русскими.

С развитием скотоводства появились скиты (сравните слова „скот" и „скиталец"), которых нельзя было назвать в полной мере кочевниками. Они строили временные поселения и по мере того, как климат становился все более засушливым, и пастбища быстро истощались, переселялись в новые районы. С ходом этого же процесса появилась потребность выращивать все больше разных растений, чтобы обеспечивать людей и скот питанием. Так появились „ораи", то есть пахари (от слова „орать" — пахать), или арии. Последние, кстати, также были склонны к передвижениям, так как земля со временем теряет плодородие.

Именно племена ариев окультурили основные хлебные злаки, в первую очередь пшеницу, ячмень, просо. Согласно данным растениеводства родиной этих растений является Кавказ, где и доныне обитают их дикие предки. И именно переселенцы с Кавказа принесли с собой семена злаков в другие страны.

Опуская детали, можно сказать, что у скотоводов основным был культ быка и Белеса — скотьего бога, а у пахарей — культ зерна (жита) и бога Яра-Ярило. Интересно здесь упомянуть, что на древнейших синдских монетах, чеканили изображение быка и пшеничного зерна. Возможно, именно эти ветви после Дарданова потопа и образовали два основных миграционных потока: индоарийский, двинувшийся в Индию, и индо­иранский, переселившийся в Междуречье и на территорию нынешнего Ирана. Индоарии принесли с собой ведическую культуру, а иранская ветвь — аюрведу и учение Зороастра или Заратустры. Кстати, в этих именах так и слышится сочетание слов „заря", „утро", „астра", то есть звезда. По сути это учение Утренней зари или звезды. Ученые отмечают между двумя этими религиозными направлениями очень большое сходство и одни корни.

Не исключено, что по прошествии времени, когда природные условия после катаклизма стали восстанавливаться, часть ираноязычных переселенцев-скитов решила вернуться на родину. Они-то и стали родоначальниками легендарных кочевников-скифов: такие близкие и такие далекие с руссами-славянами.

Лукоморье — воспоминание о прошлом

Обычно пророки заглядывают в будущее, делая различные предсказания. Но Александр Сергеевич Пушкин, в очередной раз удивив нас своим могучим талантом, описал в своих сказках далекое прошлое Руси. Что послужило толчком к такому прозрению, рассказы Арины Родионовны или видение, посетившее поэта на берегу Таманского залива, о том мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Но нарисованное пером великого поэта сказочное Лукоморье — это довольно точная реконструкция при­родных особенностей Северо-Восточного Причерноморья до Дарданова потопа, мифологических персонажей и образов жившего там народа.

Тут следует сказать о времени, когда существовало Лукоморье. 12 ты­сяч лет назад закончился последний ледниковый период. В Европе началось потепление, обилие влаги переполняло атмосферу и делало реки особенно полноводными. Здесь еще не было степей, практически все пространство покрывал лес и, в первую очередь, дубравы с обилием ягод, грибов, орехов. Наверно, излишне кого-то убеждать, что в лесах водилось много самых разнообразных животных. Часть из них еще в прошлом веке обитала на Кавказе или сейчас относится к редким и исчеза­ющим видам: туры или тавры, зубры, олени, косули, лани, медведи, рыси, леопарды и другие кошачьи. Не говоря уже о тех, на кого и в наши дни разрешена охота. На реках и водно-болотных угодьях гнездились многочисленные птицы. Слабое представление о том, сколько тогда было рыбы во всех этих водоемах можно составить, если сложить вместе рыбное богатство Волги, Кубани, Дона, Азова и Черного моря, каким оно было еще в середине 20 века.

Все это описанное природное богатство создавало настоящий рай земной для людей. Уж не о нем ли в памяти многих народов осталось воспоминание как о земле обетованной. Действительно, люди были практически полностью обеспечены всем необходимым для жизни и добывать хлеб насущный в поте лица не было никакой необходимости. Потому и времени свободного у тех счастливых расенов было достаточно для того, чтобы поразмыслить над строением природы и сочинить мудрые Веды.

Нельзя в полной мере сказать, что та древняя Ра-река — это и есть нынешняя Волга. Pa-река брала начало на Урале. Отсюда его название — „У-Ра". Собственно и сейчас часть притоков Волги берут начало на Урале. Впадала Pa-река не в Каспий, а в Черное море именно там, где сейчас находится Керченский пролив, Тамань и побережье города-курорта Анапа. А реки Дон и Кубань были ее притоками. Кубань вливалась практически в устье Pa-реки. Кстати, название реки происходит от санскритского „кубханью", что означает „жаждущая" или „кубана" — „извилистая". Можно только вообразить масштабы того, что представляло собой слия­ние этих трех рек. На месте нынешнего Азова раскинулась огромная сеть рукавов и расположенных между ними островов, заливов, лиманов. Этакая огромная Венеция. Самым большим был остров Буян. После потопа вся эта местность была затоплена, образовалось огромное болото, которое греки называли Меотидой. И только к нашему времени илистые отложения улеглись, и на месте болота образовалось мелкое (до 15 метров глубиной) почти пресное Азовское море.

Лучшего названия, чем Лукоморье (лука у моря) для этого грандиозного допотопного водного мира трудно было бы придумать. О.Н. Трубачев в своем исследовании об индоарийцах в Северном Причерноморье упоминает, что древнерусские племена называли заливы в Азовском море Лукоморьем и считали его древним названием данной местности.

У самого Синего Дона

Обращает на себя внимание и тот факт, что все реки, текущие в Черное море и посей день имеют в своем названии корень „дн", „дон" или „дно", что связывают с санскритским словом „дану", переводимом как река или водоем: Днепр, Днестр, Дунай, Двина, Донец, Дон. Но почему так называются реки, впадающие именно в Черное море, а не в какое-либо другое? Хочу сделать собственное предположение. Думается, что до Дарданова потопа, когда Черное море по сути было пресноводным озером, вся эта водная область — озеро и впадающие в него реки, называлась Дон. Она была хорошо освоена проживающими здесь водными людьми, то есть руссами, которые уже в то время строили деревянные челны и чувствовали себя в водной стихии довольно уверенно. Главным властителем Дона был Посейдон.

Но более точно вся эта водная система называлась Синедон, то есть „синее дно", „синий водоем". В „Велесовой книге" этот край назван Синьская Земля. Там же сказано, что прародиной славян является некое Семиречье (см. выше перечисленные реки плюс Pa-река): „Создавались роды те в Семиречье, где мы жили за морем, в Краю Зеленом, когда мы бы­ли скотоводы". В арабской географической литературе есть упоминание о стране у Черного моря под названием „Семь округов".

Таким образом, была Синьская земля или водная и Край Зеленый — степной и лесной. А Семиречье — весь край от Волги до Дуная. В более поздние времена здесь сформировалось и первое государство руссов — Русколань, которую античные авторы называли Сарматией или Савроматией, а точнее Тавроматией. От слова „тавр" — бык.

Но вернемся к Черному морю. В русских ведах, сказаниях, песнях большое место занимает некое „сине море". Его географическое местопо­ложение исследователи связывают то с Азовским, то с Балтийским мо­рем. Но, кажется, именно „самое синее в мире" и было тем фольклорным „сине морем" и в прежние времена. Вот только самого слова „море", тогда не было. Происхождение слова „море" связано с корнем „мара", „мор", то есть смерть. Синий Дон по понятным причинам был переименован в Черное море после Дарданова потопа. Но прежнее название местности сохранялось еще долгое время, и Причерноморье сами расены продолжали называть СИНДОН.

СИНДОН - надпись на монете
 

На монетах в 5 веке до н.э. греческими буква­ми так и написано „Синдон". А греки-колонизаторы называли эти края Синдика. По сути Синдская гавань, которая является самым первым из известных исторических названий Анапы, это и есть остаток древнего Синедона и его части — Лукоморья.

После потопа переселение шло не только по суше, но и по морю. Как уже говорилось, русы были искусными мореплавателями. Через образовавшиеся проливы они двинулись в Средиземное море. В 22 в. до н.э. на Крите основали поселения, известные историкам как минойская культура, где был развит культ быка. Сами минойцы называли себя „рыси", а свою родину „Рысиюния". В 13в. до н.э. русы поучаствовали в Троянской войне. Согласно многим мифологическим версиям главные герои Троянской войны Ахилл и его друг Патрокл были выходцами с берегов Черного моря. В 11 в. до н.э. на Италийском полуострове появляются поселения загадочных этрусков, называвших себя „расенами" и „лукомонами". Но это уже другая история.

В 2003 г. коллективом анапских авторов была выпущена книга „Легенды и мифы древней Анапы". Она вызвала неоднозначную реакцию у читателей. Многие не поняли, почему древнеславянские ведические мифы вошли в сборник и какое отношение они имеют к Анапе, Тамани, Азову и Черному морю. Но в свете новой версии происхождения Руси, которая только формируется отечественными исследователями, становится ясно, что основы древней славянской мифологии именно здесь и зародились и, в первую очередь, мифы, связанные с морской и водной темой. Действие главных русских сказках происходит не среди березок средней полосы, а в дубравах, на море, реках, островах, среди болот с лягушками и на фоне южной природы. По сути, это мифы древнего Лукоморья и Синедона или Синда, главными героями которых являются Белее, Ярило, Лебединая дева — Азовушка, Черномор и другие персонажи русского фольклора. Мифы жили, кочевали из народа в народ, трансфор­мировались в сказки. Так, Белее превратился в князя Гвидона или Говядона (от слова „говядо" — бычье стадо), а потом стал называться Ставр Быкович. И возможно, на своих монетах-синды чеканили вовсе не профиль греческого Геракла, как убеждают нас историки, а облик столь почитаемого Белеса.

Использованная литература:

1. Асов А.И. Славянские боги и рождение Руси. — М.: Вече, 1999.

2. Гусева Н.Р. Славяне и арьи. Путь богов и слов. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

3- Ляшевский Ст. Русь доисторическая: Историко-археологическое исследование —М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

4-Мошинская В.И. О государстве синдов. — Ж. „Вестник древней истории", № 3- М. - Л., 1946, с. 203-208.

5. ТрубачевО.Н. Лингвистическая периферия древнейшего славянства. Индоарийцы в Северном Причерноморье. — Ж. „Вопросы языкознания", № 6, 1977, с. 12-29

6. Шамбаров В.Е. Русь: дорога из глубин тысячелетий. Когда оживают легенды. — М.: Алетейа, 1999 г.

Светлана Панькова
Из сборника статей "Синдская гавань", №2, 2004 г.