Поддержите сайт: номер кошелька Яндекс-Деньги - 410011377083748

Еще раз о народной медицине кубанских казаков

МЕДИЦИНА НАРОДНАЯ. Сложилась на базе традиц. рус. и укр. медицины в кон. XIX в., получила широкое распространение, продолжает сохраняться на бытовом уровне и сегодня, утрачивая определенную долю компонентов и приобретая новые. Это объясняет-ся, с одной стороны, верой в многовековой опыт, стремлением сохранить народные традиции, а с др. -наличием практич. подтверждения жизнеспособности народных рецептов, к-рые на общем фоне кризиса офиц. здравоохранения приобретают популярность и притягательность.

Хранителями традиций М. н. выступают старожилы. Знахари же (т. е. универсальные специалисты-непрофессионалы, обладающие особыми познаниями в какой-либо обл. М. н.) - всего лишь наиболее талант-ливые практики, пользующиеся достижениями коллективной творческой мысли. В понятие "знахарь" вклю-чаются знатоки трав, костоправы, повитухи, исцелители душевных болезней и др. На Кубани людей, так или иначе связанных с целительством, называли по-разно-му: чаривник, басорка, ворожка, характерник, вихова-нец, ведьма, колдун и пр., но чаще - бабкй, дедкй. У черн. казаков знахарством исстари занимались, как правило, куренные кашевары. Дома и в походе они имели при себе запас лекарственных растений и снадо-бий, могли заживлять раны жидкими растительными мазями, собирать без разреза тканей раздробленные

кости, забинтовывая потом руку или ногу в лубок, а в случае гангрены (антонов огонь) обычным ножом дела-ли ампутацию поврежденной конечности.

Условия жизни казаков, особенно в кон. XVIII - пер-вой пол. XIX в., были далеко не благоприятными. Пе-риодически на Кубани свирепствовали "черные болез-ни" - холера и чума, а также скарлатина, корь, оспа, случалась и проказа, по-местному - "крымка". Вплоть до нач. XX в. тысячи жизней, особенно в осеннее и весеннее время, уносила лихорадка (малярия). Способ-ствовали этому теплый климат, создававший благопри-ятные условия для существования и размножения пе-реносчиков и возбудителей малярии - комарованофелес, а также природные факторы: множество лиманов, ериков, болот. А квалифицированная мед. помощь населению была совершенно недостаточной. Первое лечебное учреждение - войск. "гошпиталь" -появилось в 1800 и долго оставалось единственным. Аптека в Екатеринодаре открылась только в 1803. В это время в городе имелся всего один врач, к-рый "обращается в частой напитости и содержится для зытрезвления под караулом".

В нач. XX в. в Кубанской обл. одному врачу прихо-дилось обслуживать 16 530 чел. Неудивительно, что знахари зачастую получали офиц. признание. В 1838, напр., Платнировское куренное правл. просило освобо-дить от военной службы казака Я. Ткаченко, "знающего врачевание от бешенства", а земское начальство Екате-ринодарского окр. по тем же осн. ходатайствовало о переводе "в отставные казаки" малолетка селения Но-вомышастовского Г. Троценко. Ейское земское начальство в 1841 выдало свидетельство на право лечения людей и животных от бешенства казаку селения Кисля-ковского М. Фоменко.

Почти в каждой ст-це имелись "известные своим зна-харством личности". А применяемые ими средства, бывшие, в отличие от аптечных лекарств, всегда под рукой, обходились пациентам весьма недорого. Для большинства народных лекарей врачевание не являлось основным источником доходов. Среди занимающихся лечением существовала определенная специализация: как правило, лечили только от одного заболевания (сибирка, волос, волчий лишай и др.). Если болезнь не находилась в компетенции знахарки, она отсылала больного к др. лекарю, говоря: "Мы с тобой разной крови, сходи до другой бабки, она тебе поможет".

Обычно знахарством занимались люди одинокие, по-жилые, иногда с физич. недостатками. Они и внешним видом отличались от окружающих. Свои действия знахари старались проводить в особой, таинственной обстановке, благодаря к-рой магические приемы сильнее влияли на больного. К тому же сами знахари являлись, как правило, людьми незаурядными, умными, обладающими силой воли, неплохо разбирающимися в психологии попавшего в беду человека. Именно со знахарством связано применение в М. н. средств психологического знушения - различных модификаций гипноза, аутоген-ной тренировки.

Правовое положение знахарей ничем не отличалось эт юр. статуса людей, стоящих на той же социальной лестнице. С одной стороны, народ связывал с ними ряд несчастий в своей жизни, с др. - необходимость обра-щаться к ним в трудную минуту вызывала невольное почтение. Лекарям старались всячески угодить: при-глашали на свадьбы, делали подарки. Подобное отно-

шение к себе колдуны и знахари принимали как должное, вполне заслуженное и нередко, чем-то недовольные, угрожали хозяину. Для станичников знахарь выступал не только как лекарь, но и как советчик, прорицатель. Секреты своего "ремесла" они передавали по наследству.

Лечение знахарем-колдуном своих пациентов основы-валось на народных представлениях о болезни как о живом существе. Так, в куб. заговорах болезнь изображалась существом телесным, материальным, к-рое "нападает" на человека, "грызет" его, "ест", "крутит", "корежит". Представление о болезни как о человекопо-добном существе нашло отражение в обращении к ней: тетка, сестра, старуха или в третьем лице - она.

Болезнь представляли и в виде животного: черная собака, бегающая по земле, - холера, жаба - ангина, лошадиная голова - коровий мор. Нек-рые заболевания воспринимались как естественные явления, возникающие из-за вполне реальных причин (от укуса животного, из-за переохлаждения, неосторожного обращения с огнем и т. п.). Однако во многих случаях причины воз-никновения болезни были связаны с магико-анимистическими и религиозно-мистическими представле-ниями. Болезнь ассоциировалась с действием чуждых человеку, сверхнатуральных сил, воспринималась как кара ("Божа кара", "Боже наслання").

Причинами болезней, по народным представлениям, могли быть: умышленный вред, причиненный здоровью человека сознательно ("порча", "сглаз", "присуха", "наговор", "закрутка" и др.); вред, причиненный др. лицом неумышленно ("сглаз"); нарушение традиц. норм поведения, в т. ч. и религ. (запреты для беременной, новорожденного, запреты, связанные с погребальным, свадебным обрядами, сакральными днями и др.); непредвиденная встреча, случайное неблагоприятное событие или явление природы ("повстрит", "вихор", дурной сон, вой собаки, вода, ветер, роса и др.). В большинстве случаев причину утраты здоровья видели в несоблюдении традиц. нормативов жизни (производ-ственных, семейных, обрядовых и др.).

Наиболее распространенными и характерными для М. н. не только куб. казаков, но и всех вост. славян были растительные средства лечения. На территории Кубани произрастает более 3 тыс. видов растений. У местных жителей сложились определенные методы и способы заготовки, сушки и использования их. Время сбора растений, применяемых для лечения, зависело от времени года и от того, какие части растений (корневища, корни, клубни, цветки, почки или плоды) использовались для приготовления лекарства. Особой же целебной силой наделялись растения, собранные в Вербное воскресенье, на 1 мая, Троицу, Ивана Купала, Симона Зилота. Существовало поверье, что нек-рые травы надо собирать по "молодику" (т. е. на новолу-ние). Растения применялись как внутрь, так и наружно (в виде настоек, отваров, мазей, пластырей, смесей либо без обработки). В этой обл. врачевания у куб. М. н. много общих черт с рус. и укр. традициями. Более оригинальны лекарственные снадобья, связанные с "целебными" животными, птицами и насекомыми. Магические свойства приписывались таким птицам, как петух (курица), ласточка, сыч, кукушка, ворон, голубь и др. Внутренние органы домашней птицы использовались в качестве лекарственных средств. К бородавкам прикла-дывали сырую печень курицы, гусиным жиром лечили

ожоги. Куриная желчь использовалась при лечении ревматизма: ее принимали внутрь и ею растирали тело.

Заметная роль в М. н. принадлежит и насекомым. С одной стороны, это был источник неблагоприятного воздействия на здоровье человека (поэтому так много способов изведения и изгнания вредных насекомых), с другой - сами насекомые использовались для приготов-ления лекарств. Так, поверхность раны закрывали пау-тиной или "земляным" пухом, т. е. землей, смешанной с паутиной. Как установлено М. н., в паутине содер-жатся вещества, угнетающе действующие на бактерии. Она может годами сохраняться во влажной среде, не разлагаясь. Живого паука носили в скорлупе ореха на груди. Считалось, что это излечивает от лихорадки ("паук сдохнет - болезнь пройдет").

Большое применение в М. н. нашли разнообразные органы, ткани и т. п. диких и домашних животных. Собака, корова, лошадь, овца, гадюка, медведь, еж, домашняя курица, слепыш - вот далеко не полный перечень "лекарственных" животных, использовавшихся знахарями.

Важное место в М. н. занимали минеральные лекарственные средства. Их список включает ок. 40 наименований. Чаще же всего находили применение соль, нашатырь, квасцы, медный купорос, медь, порох, зола. Лекарственные средства этой гр. использовались преимущественно для лечения кожных болезней. Большое распространение в народном врачевании получила медь. С ее помощью исцеляли переломы, испуг, ушибы, ломоту, флюс, лишай. Медные аппликации применялись при лечении испуга ("старый медный пятак"), ревматизма, а лишай "краснец" лечили прикладыванием "зелени" с медных монет.

Одним из древнейших и наиболее жизнеспособных видов в М. н. являются этноврачевательные средства и способы лечения, связанные с праздниками и обрядами. К примеру, врачевание при помощи атрибутов погре-бального обряда, предметов, связанных с покойником, частей. органов и останков умерших людей и живот-ных. Так, веревка, к-рой связывали руки (ноги) мертвеца перед погребением, использовалась при лечении зоба, наростеня, ревматизма, вывиха и др., а кусочек хлеба, оставшийся от поминок в день погребения, упот-реблялся для лечения горячки.

Синкретический состав народного календаря - отправной пункт в развитии "календарной" формы М. н. Ее элементы, связанные с календарем, приурочены, в осн., к праздникам и обрядам зимнего, весенне-летнего циклов и группируются вокруг таких поворотных моментов года, как зимнее и летнее солнцестояние, весеннее равноденствие. В осеннем же цикле тенденция к защите жизненных сил почти не находит отражения. С традиц. календарными праздниками были связаны многочисленные лечебные ритуалы, поверья о целебных растениях, различные способы водолечения, запреты и рекомендации профилактического характера.

Так, на Троицу заготавливали растения (горошек, чебрец, мяту, черноклен, маточник, богородскую траву, осину, ясень и др.), к-рыми затем украшали хату, двор, хоз. постройки, ворота.

Состав растений варьируется по ст-цам. Хранили "троецкую траву" за образами, под стрехой, на потолке (чердаке), в хлеву. Предполагалось, что это предохраняло домочадцев, дворовую живность от бед и болезней, вредоносных действий ведьм и колдунов, а жилище - от попадания молнии, пожара. С помощью

"троецкой травы" лечили сухоты, кожные болезни, испуг, простуду, головную боль, ее заваривали и пили с чаем "для здоровья", пережигали на золу и клали в дупло больного зуба, а в отваре купали роженицу и младенца.

Особой целебной силой наделялась "крещенская" вода (освященная в церкви на Крещение или набранная в проруби после водосвятия). Желающие сохранить здоровье и больные купались в этой проруби, а воду, набранную там, несли домой и хранили продолжительное время, т. к. считалось, что она может не портиться до 10-15 лет. Принесенную воду в посуде ставили на окна в хате, подливали в колодец, в "солку", брызгали ею в помещении, окропляли скот и домочадцев. "Крещенская" вода широко использовалась при лечении, иногда в сочетании с др. лекарственными ингредиентами. Так, при зубной боли готовили полоскание из медного или железного купороса, гвоздики и свяченой воды. Лечебной считалась и вода, набранная на Сретенье, когда, по народным воззрениям, "зима с летом встречается".

Семенцов М. В. Народная медицина куб. казаков. Краснодар, 1992.