Поддержите сайт: номер кошелька Яндекс-Деньги - 410011377083748

"Анапа" - Версии Ворошилова Владимира Ивановича

Рассматривая сотни топонимов российского Причерноморья автор не случайно уделяет анализу топонима "Анапа" наибольшее внимание. Если название «Тамань» разбирается на 1,5 стр., «Сочи»  -  на 4,5 стр., то «Анапа» - почти что на 5,5 стр.

* * *

АНАПА. Курортный город на берегу Анапской бухты в районе Анапского мыса; станица анапская в 6 км. к востоку от города Анапы; здесь же река Анапка, впадающая в Анапскую бухту Черного моря. На рубеже VI-V вв. до н.э здесь была основана греческая колония Горгиппия (Георгиппия), или Горгиполис.

В IV в. до н.э. Горгиппия вошла в состав Боспорского царства, занимавшего Таманский и Керченский полуострова. (см. Боспор). С этого времени город получает второе название – Синдика по имени местного племени синдов, а бухта стала называться Синдская гавань. Дж. Н. Коков приводит название легендарного города Шинджир, отождествляемого с древней Синдикой. У бжедухов известна местность Шинджи. Убыхи называли абадзехов Шанджишва, (Коков, 1974, с. 298-299). Отметим, что название реки Шингары на Абраусском полуострове (в 7 км. к югу от Анапы) очень близко к названию Шинджир (Шингир). См. Шингары.

В I в. до н.э. Горгиппия, как и все Боспорское царство, подпало под власть римлян. Начиная с правления римского наместника Аспурга (I в.) и вплоть до начала III в н.э. Горгиппия была крупнейшим торговым портом Боспорского царства, захваченного и частично разрушенного в середине III в. н.э. племенами готов, пришедших из северного Причерноморья. Гунны в 372 году полностью разрушили Боспорские города, в том числе и Горгиппию.

В V веке из Крыма сюда переселились готы-тетракситы и аланы. В этот ранне-византийский период город был восстановлен и получил Эвдусия. На генуэзских картах XV века здесь располагается торговая фактория Мапа (Мапарио). Последнее название созвучно с современным названием Анапа, которое впервые встречается в материалах турецкого путешественника Эфлия Челеби (1641-1643 гг.), где он дает описание Анапской крепости (Анапкале) и ее окрестностей. (Эвлия Челеби – Книга путешествия, вып. II, М., 1979). Известно также тюркское название реки Анапки – Бугур-извилистая; а для города – Бугуркала «крепость на реке Бугур». Это название предшествовало современному.

Брун (1875, с. 182-183), пересказывая Эвлия Челеби, приводит легенду о том, что «Александр Македонский, получивший от Бога приказание построить стену Гог и Магог и прибывший к этому месту, до такой степени был восхищен его климатом и положением, что здесь воздвиг замок пятиугольной формы из огромной величины камней: зала дивана была вымощена яхонтом, изумрудом, бирюзой и сердоликом, поэтому замок был назван Кеверпай Анапай. Тимур в походе против Тохтамыша разрушил предместье замка анапского, но замок был пощажен». И далее Эвлия Челеби пишет, что деревня возле замка называется Кабак. Анапский замок тогда (1641 г.) носил также название Кеверган (алмазная руда), т.к. раньше здесь собирали род жемчуга. «Русские тут ежегодно пристают и собирают жемчужные раковины». Однако в названиях Кеверпай и Кеверган прозрачно устмаривается древний этноним Кебер (Кабар). Л.И. Лавров, ссылаясь на И. Барбаро (XV в.), прямо говорит о северокавказской народе «кевертей» как о предках кабардинцев. (Подробно см. Коков, 1974, с. 188-193). Известен целый ряд этимологии топонима Анапа. Ган К.Ф. (с. 10) выводит из черкесского ане «стол» и ппе «нос», «мыс». Академик Марр Н.Я. находит прямой перевод на основе абхазского анапа – «рука». Он же предложил перевод для второй составляющей па (п) как «устье», «нос». Дхавахишвили И.А. (ВДИ, 1939, с. 43) во второй компоненте также видел «устье», «нос»,  а в первой усеченное хан – «князь». Дж. Н. Ковов переводит на основе адыгейского ана «круглый низкий стол» и па «край», т.е. «край стола», что соответствует рельефу местности и географическому положению на мысе. В то же время Коков склоняется к переводу по схеме: Ана-па «устье»-«устье Аны» и приводит целый ряд параллелей в адыгской топонимии. Коков также сопоставляет компонент Ана с убыхским названием реки «анохье» и основой ряда абхазских топонимов: Ана-ха, Ана-капста, Анакопия (древнее название Нового Афона) (Коков, 1974, с. 136-137). Меретуков (с. 14) также переводит на основе адыгейского «устье Анье» и сопоставляет с другими географическими названиями (Шехапе, Псышуапе, Лабапе и др.) Другими исследователями топоним Анапа переводится на основе тюркского языка: ана «мать» и пай «часть», «доля». В этой связи интересны сведения Инал-Ипы (1960, с. 34) о древнем абхазском божестве Анапа-нага («богиня Мать - земля»), ведавшем всеми произведениями земли. Автор предлагает новый вариант этимологии. В 15 км. к северо-востоку от Анапы в центре станицы Гостагаевской в реку Гостагай впадает река Санапка. Территориальная блтзость топонимов Анапа (Анапка) и Санапка позволяет предположить, что они имеют общее происхождение с этнической основой в корне (сана или ана), адыгское п (па) «место», «местность», ка – поздняя русская приставка; т.е. «место (местность) санов». В позднем средневековье здесь обитало адыгейское племя жане (сане по-турецки, Зане или Занно – у Ногмова, с. 56). Об этом племени упоминает турецкий путешественник Эвлия Челеби (1641-1643 гг.) В середине XIX века в районе Анапы широко была известна фамилия местных владетелей натухайских князей Зановых, из которых вышел народный герой Карабатыр Заноко, в 1862 году эмигрировавший со своим родом в Турцию. Этноним жане без изменений сохранился в названии реки Жане (Жене), правом притоке реки Мезыб и с адыгейским формантом п (па) в названиях Анапка и Санапка. Ретроспективно этноним сане (жане) позднего средневековья может быть сопоставлен с названием племени саниги, локализуемом позднеантичными источниками, начиная со II века нашей эры на участке побережья от Шахе до Сухуми. Этнические группы санегов могли мигрировать и в иные пункты Западного Кавказа в тот или иной период истории. Этноним сан зафиксирован в ряде топонимов Северной Осетии; например, Санайы хох «санов гора». Инал-Ипа (1960, с. 36) выводит из этнонима саниги наименование сандов (Цандов, Чандов у Эвлия Челеби, шандов – по-шапсугски) или садзов (джигетов),  проживавших в окрестностях Адлера до 1964 года см. Сандрипш, Санык. Не исключена возможность родства этнических терминов сан и син в племенных названиях саниги и синды, в которых форманты ги- иды соответственно являются показателями множественности, только на разных языках (адыгейского и иранского).

Интересные сведения приводит древне-армянский историк Мовсес Хоренаци, в своей истории он писал, что в VI в. страну болгар, живших к северу от Кавказских гор потрясли внутренние междоусобицы, что заставило часть населения во главе с вождем Вандом переселиться в область Верхний Басеан в Армении. Эти сведения интересно сопоставить с тем фактом, что во второй половине VI правитель Армении Ситта предпринимает походы против кочевых племен цаннов (саннов, заннов), вторгшихся с севера в Армению (В.Я. Брюсов. Летопись исторических судеб армянского народа. Ереван, 1940, с. 56). Позднее (IX в.) в северных областях Армении на территории расселения этих племен сформировались Ванандское (Карское) и Сюнийское царство. В последнем названии и в этнониме цаннов (саннов) прозрачно усматривается та же древняя этническая основа сан. Предлагается и другой возможный вариант этимологии названия Анапа и Санапка и этнонима Сане (Жане) одновременно. Известно, что после спада гуннского нашествия в VI-VII вв. в Западном Предкавказье кочевало гунно-болгарское племя оногуров (оно-самоназвание племени, идущее от хунну; гур «люди»). В древнегрузинских источниках этого периода гунны носили название хуне, оне, уне. Тюркоязычные гунны или хунну (по древнекитайским летописям) вышли из центральной Монголии и Джунгарии, где они, в частности, обитали в долине реки Орхон («гуннская река»). Мигрируя традиционно на запад (как и другие кочевые племена Центральной Азии) во II веке нашей эры гунны достигли Приуралья и Поволжья, где в результате смешения с угорскими племенами образовали могущественный союз. В 70-х гг. IV началось массовое движение гуннов на запад. В 370 году они разбили аланов на Дону. Юная волна гуннов прокатилась по Северному Кавказу до Тамани, где в 372 году и было стерто с лица земли Боспорское царство. Основная масса гунно-угор-тюрского конгломерата через Крым прорвалась в Европу, но часть племен, в том числе оногуры, утригуры и др. остались кочевать в Западном Предкавказье под общим названием болгары или булгары (бул «смешивать», гур или гар «люди», т.е. «смешанный народ»). В 635 году вождь болгар Кубрат создал здесь государство Великую Болгарию со столицей в Фанагории.

Территориально Великая Болгария охватывала западную часть современного Краснодарского края. Грандиозное нашествие гуннов и пребывание здесь в течение нескольких столетий их прямых потомков болгар-оногуров не могло остаться без следа. Передвигаясь, гунны (как и другие народы) несли с собой материальную и духовную культуру, языки, имена, самоназвания и оставляли на своем пути одноименные названия (обычно самоназвание главного племени), которые чаще всего запечатлевались в названиях рек, на которых племя жило более или менее продолжительное время (иногда десятки и сотни лет). На великом гуннском пути это прежде всего упомянутая река Орхон, затем река Она – второе название реки Бирюсы, затем еще одна река Она – приток реки Абакан (бассейн реки Енисей) и ряд других (Суперанская, с. 85-86). В Западном Предкавказье нам известна река Гунай – приток реки Пшиш. Тешев М.К. предполагает, что в основе этого названия, возможно, лежит этноним гунны. Не выдерживает «возрастной» критики попытка увязать название Фанагория – столицы Великой Болгарии с этнонимом оногуры, т.к. это название было дано греками в VI веке до н.э. На севере европейской части Турции известна река Ана – приток реки Ергене (последняя впадает в Марицу). На картах древней (VIII-XIV вв.) Дунайской Болгарии это была исконно Болгарская территория, в XV веке захваченная турками. Оба название Ана и Ергене сопоставимы с ныне существующими топонимами Северного Кавказа, где до 70-х годов VII в., т.е. до переселения на Балканы под предводительством хана Аспаруха, сына Кубрата, в течение 400 лет кочевали болгары-оногуры; это реки Санапка и Анапка и возвышенность Ергене. Эти названия болгары-оногуры вероятно перенесли и на территорию новой балканской родины, по-видимому, аналогично запечатлелось имя столицы Великой Болгарии – Фанагория в названии болгарского города Панагюриште, таманская Таматарха (Тмутаракань) в названии города Туртутракан (на севере Болгарии), река Вардан (Кубань периода Великой Болгарии) – в названиях рек Арда (на юге Болгарии) и Вардар (в соседней Македонии, входившей в Болгарское царство в IX – XIV вв.) Река Местага (район Анапы) может быть сопоставлена с рекой Места на юго-западе Болгарии. Такое количество топонимических параллелей вряд ли могло быть случайным. Со временем, при более глубоких топонимических исследованиях, могут быть выявлены и другие «топонимы», уводящие нас к периоду Великой Болгарии. Так, например, название полуострова и острова Утриш в районе Анапы напоминает о другом болгарском племени Утригуры, упоминаемом историческими источниками рядом с оногурами. Попутно отметим, что на севере Болгарии имеются населенные пункты Кубрат и Аспарух (несомненно недавнего происхождения), которые закрепили память о создателях Великой Болгарии на Тамани (635 г.) и Дунайской Болгарии (681 г.)

Заманчиво представить, что и название хребтов Большие и Малые Балканы в долине реки Лабы являются древними топонимами того же периода, перенесенными болгарами на новую родину.

* * *

Ворошилов Владимир Иванович. Топонимы Российского Черноморья (история и этнография в географических названиях). - Майкоп: ООО "Качество", 2005. - стр. 54-59