Поддержите сайт: номер кошелька Яндекс-Деньги - 410011377083748

Инициативы ВООПИиК: памятник князю Мстиславу Удалому

Иванов А.И. Мстислав и Редедя. 1812 год

Иванов А. Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей, 1812

Всероссийское Общество Охраны Памятников Истории и Культуры (ВОО ВООПИиК). Проекты историко - культурного плана 2005 г. отделения ВООПИиК г.-к. Анапа в новый генеральный план застройки города- курорта Анапа Краснодарского края на основании ФЗ № 73 от 2002 г. « 06 охране памятников истории и культуры ».

1 Историческое обоснование создания памятника великому князю Древней Руси Мстиславу Владимировичу Храброму «Удалому» ( 983-1036 г.г.) в Городе Воинской Славы Российской Федерации Анапа.

Федеральному курорту детского, подросткового и семейного отдыха Анапа Указом президента РФ Д. А. Медведева, от 5 мая 2011 г., в ознаменование ратных подвигов воинов нашей Родины в районе г.- к. Анапа, присвоено почётное звание Город Воинской Славы Российской Федерации. При этом учитывалось то, что Российская Федерация преемница СССР, царской России и Древ-ней Руси, законной частью которой, в 11-12 в.в., были земли ныне занимаемые г.-к. Анапа. История присоединения к Древней Руси 1022г. этого района и значимой части Причерноморья, от Анапы до границ Туапсинского и Сочинского районов, не имеет аналогов во взаимоотношени-ях России с народами когда-либо входившими в её состав со своими исконными землями.

В 1022 г. вышеназванные земли племени касогов и Тмутараканского княжества Древней Руси оспаривали в смертельном поединке, перед своими войсками, в районе нынешнего г.-к. Анапа, великие князья, русский-Мстислав Храбрый и касожский- Редедя. Побеждённого в борьбе про-тивника, по условиям этого поединка, можно было добивать,- по усмотрению победителя.

В книге основного оппонента вышеназванного историко -культурного плана ВООПИиК, музея Анапы, «Очерки по истории Анапы», издание 2000 г., цитируемой -(11)-, об этом говорится так: « Не желая понапрасну проливать кровь, Редедя предложил тмутараканскому князю вступить в поединок «Аще одолееши ты возьмёшь имение моё, и жену мою, и дети мое, и землю мою, аще аз одолею, то возьму твое все». Мстислав согласился, дав обет в случае победы построить в Тму-таракани церковь Богородицы. На виду русских и касожских войск состоялся поединок, завер -шившийся победой Мстислава, который «зареза Редедю пред пълкы касожьскыми». Подчинив себе касогов, Мстислав взял на воспитание сыновей Редеги- Юрия и Романа, впоследствии вы-дав за одного из них замуж свою дочь. Год спустя, в 1023г. касожские дружины, по летописным данным, участвовали в походе Мстислава против киевского князя Ярослава». - (11)- ( С. 93-94). Судьями поединка Мстислава и Редеди были их воины, которые могли застрелить нарушите-ля его условий из лука. Касоги не сделали этого, когда Мстислав Храбрый, призвав Богородицу в помощь, вначале бросил своего противника оземь «..предъ полки касожскими»- (8), а не убил. Свидетели этого поединка, дружинники Мстислава, рассказали монаху -летописцу Киево- Пе-черского монастыря, Никону, бывшему в Тмутаракани в 1068, 1073-1077гг., о том как он поборол и убил князя Редедю. В летописи он написал о герое: «Был же Мстислав могуч телом, красив ли-цом, с большими очами, храбр в ратях, милостлив, любил дружину без меры, имения для неё не щадил, ни в питье, ни в пище ничего не запрещал ей». ( 7). Только по этим причинам, верные договору своего великого князя Редеди и его войска с Мстиславом, о правах победителя в этом поединке, всё племя касогов признало Тмутараканского князя своим великим князем, распоря-жающимся этим народом и занимаемым им вышеназванными землями. Карт их теперь нет.

Есть подтверждение 10 в. о этих землях касогов : « Арабский географ Ал- Масуди., сообщает, что кашаки /касоги/занимают территорию «между горой Кабк /хребет Кабак/ ( т. е. Кавказом) и Румским морем (т.е. Чёрным морем), указывая, что от набегов алан они защищаются в крепос-тях «расположенных на морском побережье...многочисленный народ, ослабленный тем, что они не допускают над собой царя». Возможно этот народ представлял собой некую воинствен-ную тюрко-угорскую общность, поселённую хазарами в Закубанье для защиты границ каганата от зихов, обитавших в горах на Черноморском побережье Кавказа». - ( 11)- ( С. - 92 ).

Так касоги, по законам 11в., фактически вошли в Тмутараканское княжество и число народов Древней Руси со своими землями: от реки Кубань до горного хребта Кабак ( Кабк ) Туапсинс-кого района, и, вдоль берега моря до п. Лазаревское Сочинского района, с горным перевалом по которому в древности могли передвигаться большие колонны людей и конные войска. А России, преемнице Древней Руси был дан, Мстиславом Храбрым, столь важный, в наше время, исторический приоритет 11 в. на вышеназванные территории Причерноморья, не заво-ёванные в кровопролитной войне, а по договору с касогами, платящими дань, как налоги 11 в. Доказательствомтому, что войска Мстислава Храброго и Редеди встретились, в 1022 г, в рай-оне, теперь г-к. Анапа, является то, что они шли навстречу друг другу по территории касогов до ее степной зоны, более удобной для действий конницы касогов, чем горы и болота,- до неё. Аргументов против нет и у тех, кто считает, что центр владений Редеди был у «Новороссийска», ведьтогда его войска могли дойти до района, ныне Анапы, раньше чем дружина Мстислава.

Неоспоримо и то, что дружина Мстислава не дошла до гор «Навстречу ему вышло касожское войско, возглавляемое князем Редей»(11). которое он, не царь касогов, собирал победами над другими князьями. Этим он заслужил славу непобедимого «поединщика », к которому, по устным легендам Кавказа, присоединились некоторые отряды абхазских и аланских князей.

Такая армия, видимо, готовилась Редедей не для защиты от русских в своих крепостях, « расположенных на морском побережье» -(11)- (стр.-92), а для захвата Тмутараканского княжества. Это косвенно подтверждает и форма вызова им Мстислава на поединок: «аще аз одолею, то возьму твое все». Великан Редедя был уверен в победе над русским князем, похожим на сво-его прославленного деда, Святослава, широкоплечего, но немного выше среднего роста, кото -торый не моготказаться от безоружной схватки с ним перед лицом намного превосходящего его дружину объединённого войска кавказских племён. Мстислав вышел на схватку с молитвой. Говоря о взаимоотношениях касогов с Хазарией и Византией, аланами и зихами в 10 в. исто-рически известные личности«тех времён », Ал- Масуди и император Византии Константин Багрянородный, помещали ихстрану, по « названию Касахия », выше(т.е. севернее Зихии ) -(-11, С-92 ). Они признавали, что крепкого союза между этими народами, после разгрома Хаза-рии, в 965 г, дедом Мстислава Храброго, Святославом Игоревичем, как и войн, в 11 в, не было. И это важно для понимания того, что касоги были основой войска Редеди на поле битвы с Мстиславом. Командовать Редедей, вопреки легендам Кавказа, никто не мог. Но для того, что-бы стать царём касогов ему была нужна личная победа над прославленным победами над ха-зарами, подорвавшим их военную мощь на Кавказе в 1016 г. и в Крыму, князем Тмутаракани. Победа над Мстиславом Храбрым давала ему реальную возможность возглавить поход сою-за кавказских племён на Русь с участием всех войск Тмутаракани. Редедя не сомневался в ней. Но этого не случилось. Мстислав ценой неимоверных усилий победил касожского богатыря. Известнейшие историки России высоко ценили роль воинской доблести Мстислава Храброго в воспитании героического патриотизма россиян. Основательсочинений «Истории России с древнейших времён», С.М.Соловьёв, указывал на то, что «своим богатырством он поражал во-ображение русского народа, долго жил в его памяти. Ни об одном из наших князей, в дошед-ших до нас в летописных списках не встречаются такие подробности, как о Мстиславе ». Резюме В. Н. Гумилёва: « Мстислав стал могучим воином, одолел Редедю и зарезал его на глазах касожской дружины. Он был милостлив с побеждёнными отпустил взятых в плен и вы-дал свою дочь за сына убитого им вождя касогов. Так у Мстислава установились хорошие кон-такты с черкесами. После, совершенно мирным путём, он поладил со степными осетинами --ясами.В результате дружина князя пополнилась касожскими и яскими удальцами.» (10)

Безусловно его геройство укрепило мужество монаха Пересвета, который без доспехов по-разил на Куликовом поле татарского великана Челебея. Он погиб, но своим подвигом вдох новил русские войска на битву с ордами Мамая. И они победили татаро - монголов в 1380 г. Знаменитые художники России 19-20 в.в., в тяжелейшие годы войн против очень сильных врагов её, воодушевляли российские, а затем и советские войска на подвиги примером побе-ды русского богатыря Мстислава Храброго над мощным гигантом, князем касогов, Редедей. В год нападения Наполеона на Россию художник Андрей Иванов создал известную всему ми ру картину «Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Ре-дедей», 1812г. В 1914г. картину «Единоборство Мстислава Удалого с Редедей» создал Борис Чориков. В 1943г. картину « Единоборство Мстислава с Редедей » написал Николай Рерих. В непризнанном наукой « Кембриджском Анониме » и героико-национальных легендах черкесских племён, сформировавшихся в 13 -15 в. в. в современные нам народы, указаны разные вариации поединка Редеди и Мстислава. На Кавказе их записывали во времена рус-ко-турецких войн 19 в, в 1953,1956, 1988 гг. Их поддерживает один из профессоров США 21в. В них Редедя не касожский князь, а «Редега» из другого народа. Он даже друг Мстислава! По их «версиям», князья сшибаются на конях, потом борются несколько часов. «Редега» от-пускает изнемогающего в борьбе Мстислава. Но тот предательски валит «Редегу» на землю. Приставив к его груди нож он требовал, чтобы тот принял при своих воинах и сыновьях хрис-тианство. Не желая терпеть такой позор «Редега» сам, рывком, наткнулся на нож Мстислава. Мстислав якобы заплакал, говоря «касогам», что не хотел убивать своего друга « Редегу » и просил не убивать его. Тогда «касоги» назвали Мстислава трусом и ушли, обещая отомстить. Такого не могло быть! Более достоверно то, что Редедя, брошенный Мстиславом с неве-роятной силой на землю покалечился и сам просил у Мстислава почётной смерти оторужия. Касоги не противились Мстиславу: «11-12в.в. -эпоха расцвета Тмутараканского княжества: Ал -Идриси писал, что «владыки его мужественны, благоразумны и решительны. Их почита-ют по причине их отваги и власти надтеми, кто соседствуетс ними. Это большой город со

множеством жителей, с процветающими округами, в нём имеются рынки и собираются яр-морки посещаемые людьми из самых дальних стран и из ближайших округов». Как свидете-льствуют данные археологии, касоги, обитавшие в районе Анапы, также переживали период экономического расцвета ». -( 11 ) ( С- 94 ). Войска касогов и отряды приазовских хазар учас-твовали в походе Мстислава Храброго, решившего явочным путём занять давно испрашива-емый у брата, Ярослава Мудрого, пустующий престол южного Черниговского княжества. Его, родившегося в Чернигове, видимо уже ждали, как защитника Юга Руси от набегов печенегов.

Особенно ясно он осознал уязвимость Руси со стороны объединившихся кавказских племён после смертельного поединка с великим князем касогов Редедей, сумевшим подчинить их и привлечь в свою армиювойска некоторых князей алан и абхазов и других народов Кавказа. Вера в помощь Богородицы придала Мстиславу сил победить Редедю в борьбе. Исполняя данный Ей на поле битвы с Редедей, он создал в г. Тмутаракани храм Богородицы (1022 г.).

Исходя из того, что Ярослав простил своему младшему брату разгром своих войск у черни-говского г. Листвен осенью 1024 г, он принял подобные доводы брата в пользу необходи-мости укрепления его мощи войском Черниговского кнджества для защиты Юга Руси. За про-явление редкого, для 11 в., великодушия, в виде отказа от провозглашения себя правителем Руси и захвата Киева сразу после победы над ним, согласился передать ему во владение зем ли лежащие ііо левую сторону от Днепра, включая и Переяславское княжество. Из летописей известно предложение Мстислава Ярославу, сразу после победы над ним под Лиственом: « Садись в своём Киеве, ты - старший брат, а мне пусть будетэта сторона». - (-1 - 8, 10, 11)-Примечательно, что в битве у г. Листвена погибла наёмная варяжская дружина Ярослава, много черниговских дружинникОв- северян, касогов, со старшим сыном Редеди, Юрием, -(1), что опровергаетлегенды Кавказа о том, что сыновья его «ушли» от Мстислава ещё в 1022 г.

В дружине Мстислава Храброго, решившей исход равного боя с войсками Ярослава уда-ром во фланг его войскам, в уже сгущавшихся грозой сумерках, никто не погиб. Некоторые историки упрекали его в том, что он был рад этому, в то время как погибло много черниговс-ких северян и касогов. Объективности в этом также мало, как и потерь в дружине Мстислава. 0 том, что Мстислав Храбрый и Ярослав Мудрый больше не враждовали другс другом, летописцы того времени писали: « И начали жить мирно, в братолюбии, перестала усобица и мятежи и была тишина великая в Земле». Подтверждением этому то, что в 1029 г. Ярослав Мудрый помог Мстиславу, жившему в Чернигове со своей дружиной, с 1033 г, изгнать, втор-гшихся в Тмутаракань, ясов. После этого, в 1030 г, Ярослав, не без войск Мстислава, победил на севере чудь, взял Белза и Галиции. Затем они, оба, направились в Польшу, чтобы вернуть отобранные поляками у Ярослава Мудрого в 1018 г. города Перемышль и Червлен, а наслед-нику короля Болеслава Храброго, польский престол. При этом, кроме названных городов, ве-ликие князья захватили много поляков в плен и расселили их по обоим берёгам Днепра, вза-мен угнанных Болеславом в Польшу русских, среди которых была и-жена Ярослава Мудрого. Бесчинства поляков и их короля, публично изнасиловавшего сестру Ярослава, взбунтовали киевлян против них и князя Святополка Окаянного. Он изгнали всех их из Киева в тот же год. В Азербайджане могутупрекнуть Мстислава Храброго за его участие в десанте тмутара- канско - аланского союза в земли Арраана, в 1031 г., прибывшего оказать военную помощь законному наследнику умершего эмира Фадла, Мусе, в возвращении ему престола отца. У Баку на него напали войска ширванн-шаха посадившего на престол эмира соперника Мусы. Он разбил их и завладел г. Байлаканы, где укрывался ставленник ширванн-шаха. ЗІГоказанную ему, названным Союзом помощь, Муса обязался дать ему земли в устье реки Куры, для обоснования на нихаланами и русскими своей фактории в 1032 г. і После этого Мстислав со своей дружиной ушёл через Армению в Византию, как её союзник со времени подавления восстания хазар 1016г. в Херсонесе. Он пленил их полководца Георгия Цупо на Азовском море. Флот Византии доставил Цупо к еимператору Василию II. Это ему пришлось сделать для того чтобы хазары не препятствовали каботажному плаванию русских судов идущих с Дона, через Азовское в Чёрное (Русское) море, из р. Днепр в Тмутаракань и в другие страны. Кроме этого была угроза захвата ими г. Корчевё, восстания их в приазовье и Тмутаракани. Сведения о неком варяжском'князе захватившем Цупо в ви-зантийских хрониках не верны из-за разночтений имён рюриковичей вне Руси с учётом изменений и в летописях Древней Руси, её великими князьями , - во славу своих подвигов.

Большинство историков и сам В. Гумилёв, называли победителем хазар 1016 г. Мстислава. Сведений о боях Мстислава с кем-то, в союзной Византии части Армении, в 1031 г., нет.

В 1032-ЗЗгг. он в походах русских и алан, для основания обещанной эмиром Мусой фактории, не участвовал из-за смертной болезни своего сына Евстафия, умершего в конце 1032 г. или в начале 1033 г. Подтверждением зтому то, что Муса, женившийся на дочери бывше-го врага, ширванн-шаха, с ним и эмиром Дербента Мансуром, тестем которого был сарир-ский царь Бухт-Шаше ( ранее союзник тмутараканско-аланского союза ), лезгинами и та-барасанцами, напавший в 1032 г. на десант «Союза», прибывший строить обещанную им факторию на Куре, уничтожил его. Лишь князь алан с немногим-И конниками ушёл в горы. В 1033 г. русские и аланы не смогли отомстить союзникам Мусы, дербентцам, видимо из- за недостатка войск и отсутствия талантливого полководца Руси, - Мстислава Храброго. Неудача этого похода и разгром десанта «Союза» в 1032 г., наглядный пример тому, что Редедя, победив Мстиславв Храброго в 1022 г, у ныне Анапы, мог объединить большинст-во пле"мён Кавказа и во.йска некоторых правителей Закавказья, ранее служивших, как ка-соги, Хазарии, в огромную армию. Она, с печенегами, могла бы победить дружину Яросл-ва Мудрого в 1023 г. Ведь Мстислав разбил её, с меньшим войском, даже осенью 1024 г. Исходя из вышеизложенного остаётся лишь удивляться тбму, что подвиг Мстислава, сто-летиями вдохновлявший многие поколения русских и большинство россиян на проявле-ние ими воинской доблести, до сих пор не оценён в РФ памятником ему, как со стороны властей, так и РПЦ,-в ознаменование явления ему, сыну равноапостольного Владимира, крестившего Русь, чуда помощи Богородицы, прибавившей ему сил для одоления Редеди. Его молитва была услышана Ею Промыслительно, ибо не только храм воздвиг он в честь дарованной ему божественной силы в стольном граде своего Тмутараканского княжества, но и устроил в нём брак своей дочери Татианы с крещёным им сыном Редеди, Романом. От потомков их произошёл род Ушаковых, давший России 18 в. непобедимого адмирала её флота, Фёдора Фёдоровича Ушакова, признанного в 2001г. РПЦ-святым России .

Этот гений в 40 морских сражениях не потерял ни одного корабля, разбил все турецкие флота, пытавшиеся не допустить её флот на Чёрное море. Он научил флот брать крепости. Мало кто знает, в Анапе, что её ещё в апреле 1790 г. мог взять Ф. Ушаков с войсками ге-нерал-поручика Бибикова, мужем его племянницы. Но тот ранее срока напал на Анапу ,и ушёл от неё с большими потерями, до прихода эскадры Ушакова, разгромившей турец-кий флот у Синопа. Поэтому непобедимый флотоводец лишь обстрелял турецкие корабли, сбросившие свои пушки в море, чтобы уйти на мели, под защиту батарей крепости Анапа, сделал промеры морских глубин у неё, для предстоящих штурмов её флотом России. Раз-ведав обстановку у Анапы, где турки начали собирать десант для захвата Крыма, Ф. Уша-ков подстерёг превосходящий его по силе турецкий флот с десантом в Керченском проли-ве и почти полностью уничтожил его. Это подорвало силы всего турецкого флота и прибли зило падение турецкой крепости Анапа в 1828г, окончание войн с Турцией.-(11, с-123,135) Так потомок Мстислава Храброго, Фёдор Ушаков, через века после него, вновь помог России утвердиться на берегах Чёрного моря, а значит и в Анапе. Он лично не участвовал в боях счеркесами Северного Кавказа, частью которых были и адыги из под г. Анапы. То, что он произошёл отдинастического брака сына Редеди идочери Мстислава подт-верждается тем, что он и два его старших брата, этнические касоги, мужали ранее своих сверстников. В 13-14 лет Фёдор Ушаков уже ходил, со старостой с. Бурнаково Романовско-го уезда Ярославской волости, на медвежью охоту, где страховали свою жизнь рогатиной. С детства зная о своём великокняжеском происхождении от двух названных знамени-тых родов, Фёдор Ушаков получил 17 июля 1789 г. документ из Государственной Колле-гии иностранных дел в Московском архиве на свой запрос об этом. В нём значилось, что: « В родословной рукописной книге в архивной библиотеке, хранящейся под № 297 Глава 42-я: род Редегин, а от него пошли Симские, да Заиковы, да Елизаровы,, Да Гусевы..да Со рокоумовы, да Глебовы..( Ведикий князь Мстислав Владимирович на сражении) князя Ре-дегу убил...сынов редегиных (крестил) и во крещении (дал) первому (имя) Юрий, а друго-му Роман, за Романа дал великий князь.. дочь свою- А у Романа сын Василий, редегин внук. Ау Василия сын Юрий.- Ау Юрия дети Иван, да Михайло Сорокоум. -А у Михайла Сорокоума дети. Яков, да Глеб. - А у четвёртого сына Глебова у Ильи дети. Григорий Сле-пой, да Лев, да Иван меньшой, а о происходящем же потомстве от Ушака Григорьева в рдословных книгах не показано». По новой просьбе Фёдора Ушакова в июне 1807г. из Ге-рольдии была выдана копия с родового герба Ушаковых, из высочайше утверждённого гербовника дворянских родов. Описание герба содержало краткую историю рода Ушано-вых. В ней указывалось на то, что «Григорий Слепой имел сына Ушака. Потомки сего рода Ушаковых Немир Юр.ьев сын Ушаков.. в 1577 году был в городе Бузулуке Воеводою. Дмит рий Калинин сын Ушаков, в 7130-1622 и других годах верстан поместными окладами. Рав ным образом и другие сего рода Ушаковы Российскому Престолу служили Наместниками

воеводами и в иныхзнатныхчинах и жалованы от Государей поместьями и знаками по-честей и Монарших милостей». Другим подтверждением такого происхождения Фёдора Фёдоровича Ушакова считали и наследие им исполинской силы предков. При среднем росте широколлечий, как богатырь Метиелав Храбрый, он был не слабее князя Редеди.

Фёдор Ушаков, установивший у себя на флоте «монастырские» правила, как истинный православный был скромен, но не любил хвастунов. Этз черта его характёра оставила ис-тории пример его силы- в пожилом возрасте. Зимой 1797 г. он был гостем вице - адмира-ла Н. С. Мордвинова. Там ему, адмиралу, представили молодого офицера-великана Лу-кина, славящегося своей необыкновенной силой. Известно было, что он удерживал каре-ту, которую не могли стронуть с места 8 лошадей. Общими усилиям они лишь выломали каретную ось. Ушаков предложил проверить его силу. Одним усилием он прижал руку со-перника к столу. При повторной схватке Лукин смог дожать его руку к поверхности стола лишь через несколько минут. За это Ф. Ф. Ушаков при всех назвал его русским силачом.

Нельзя не уважать решение касогов войти в древнерусское государство по договору их, . через великого князя Редедю, с Мстиславом Храбрым, их честное отношение к князьям Тмутаракани, до ухода русских из неё. Многие касоги, оставшиеся на Руси, стали основа-телями знаменитых российских родов дворян и аристократов. Среди наиболее почитае-мых из них, на Кавказе, непобедимый адмирал, ФёдорУшаков, потомок князя Редеди.

На основании изложенного у властей Анапы нет веских причин для отказа созданию па памятника Мстиславу Храброму ( Удалому ), доблестному воину и полководцу Древней Руси 11 в. 8 городе воинской славы России Анапе, федеральном детском курорте РФ.

Умер Мстислав на охоте в 1036 г. Он был похоронен в почёте и славе, в возводимом им соборе Святого Спаса, под крестильным именем Константин. Жители Чернигова ежегод-но, по осени, отмечают славную дату его вокняжения в их граде, чтимую ими с 1024 года.

 

Библиография: 1 ПСРЛ, т. 1. Лаврентьевская летопись. Изд. 2. Л., 1926 г. 453 стб;

2. ПСРЛ, т. 2. Ипатьевская летопись. Фототип. Изд. 1908г. М.,-1962 г. 16938 стб. 87с. 4 с;

3. Бартольд В.В. Арабские известия о руссах // Соч., Т. 2. Ч. 1. М.,-1963 г. С. 480-856;

4. Войтович Л. Генеалогия династий Рюриковичей и Гедеминовичей. К. 1922. С-199;;/ 5. Грушевский М.С. История Украины - Руси, Т. 2. К., 1992 г. С.-633; б./Іопатинский Л. Г. Мстислав Тмутараканский и Редедя по сказаниям черкесов /

. Известия Бакинского государственного Университета. -1-2. -1921 г, С. -197- 203 /;

7. «Повести временных лет» // События истории до 10-12 вв. В редакциях: 1113, 1116, 1118,1119, 1115 г. г.;

8. « Слово о полку Игореве », худ. редактор В. Немов, Изд. « Белый город », М., 2010 г., С- 5;

9. Архивы Государственной Коллегии иностранных дел Московского архива / Родословная рукописная книга архивной библиотеки, 17-18 вв, хранящаяся под № 297, глава 42-я. «О роде Редеги»;

  1. Л.Н. Гумилёв « От Руси до России», статья 1, С. 2, «Киевская держава», глава Прихотисудьбы»;

  2. Музей г. Анапа: «Очерки по истории Анапы», Изд. 2000 г., С: 92-94,122-123, 135,138-140.

 

II Историческое обоснование воссозданию склепа Геракла в: ЮНЕСКО: музее Анапы; га-зете « Резонанс » за апрель 2010 г.; письмах руководству г- к. Анапа, в т.ч. и в его Совет.

 

III Историческое обоснование воссозданиястадиона античной Горгиппии- история её игр- с 3 в. д.н.э. - по 3 в. н.э. и апокрифический каталог о «них» в музее Анапы, выше -названные письма, проверка георадаром склонов холмов Жемчужного пр- ка. с. Супсех Анапского района,-для обнаружения террас и «плит-сидений» для зрителей античных времён, вдоль дороги переулка, на глубинах до 10 м. от их дневной поверхности.

 

Приложение: на 4 листах.

 

Председатель Президиума совета отделения ВООПИиК

города - курорта Анапа Краснодарского края : В.Л. Штраус

Комментарии

Так где ж памятник!?!?!? Я так понимаю это предложение аж 2005 года...Или я ошибаюсь?

Все пока в стадии переписки. Есть ответы. Например, от совета городских депутатов. Будет время - опубликую.

Будем ждать историю переписки..

СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ АНАПА

25.10.2013

Председателю Анапского отделения ВООПиК

В.Л. Штраусу

353440, г.-к. Анапа, ул. Крымская, 99 тел. факс 4-61-02

Уважаемый Валерий Леонидович!

Советом муниципального образования город-курорт Анапа рассмотрено Ваше письменное обращение по вопросу установления исторических памятников на территории муниципального образования г-к. Анапа.

Исходя из информации предоставленной управлением культуры администрации муниципального образования г-к. Анапа склеп Геракла был разобран для последующего воссоздания в музее, фрески спилены с поверхности блоков склепа и в настоящее время частично отреставрированы и экспонируются в Анапском археологическом музее. Блоки склепа сохраняются для воссоздания склепа после реставрации фресок. Ежегодно Краснодарским музеем, ведутся плановые работы по реставрации фресок в соответствии с научно разработанной методикой реставрации. Фрески хранятся в надлежащем состоянии в Центральных реставрационных мастерских в г. Москва. Полное воссоздание склепа возможно только после завершения процесса реставрации фресок в соответствии с научным проектом воссоздания склепа.

По вопросу установления исторических памятников на территории муниципального образования г-к. Анапа Совет муниципального образования город-курорт Анапа Вас поддерживает.

Для инициирования данного вопроса Вам необходимо подготовить перечень обосновывающих документов, и в порядке определённом решением Совета от 30.07.2008 №828 «Об утверждении Положения о порядке установки мемориальных досок, бюстов, памятных знаков на территории муниципального образования г-к. Анапа» и решением Совета от 31.07.2007 №574 «Об утверждении Положения о межведомственной топонимической комиссии при администрации муниципального образования г-к. Анапа», обратится с

заявлением в межведомственную топонимическую комиссию при

администрации муниципального образования г-к. Анапа, по адресу: г. Анапа, ул. Терская, 190, в здании управления архитектуры и градостроительства.

Председатель Совета муниципального образования город-курорт Анапа

Л.И.Кочетов

Во многие инстанции было обращение (верхний текст - основа). В ниже собственно именно на имя Кочетова вариант:

Всероссийское Общество Охраны Памятников Истории и Культуры ( ВООПИиК ).

Отделение ВООПИиК г. - к. Анапа отд. ВООПИиК Краснодарского края № 05 - 3/АК , от 25. 08. 2013 г. 353440, Краснодарский край, г. Анапа, ул. Терская, д,- 71, клуб «Ветеран», отделение ВООПИиК г-к. Анапа. тел.- 545-79; с/тел,-8918-154-1301

Председателю городского совета МУП г-к. Анапа Краснодарского края Кочетову Л. И.

Уважаемый Леонид Иванович!

Прошу рассмотреть 3 проекта из историко-культурного плана 2005г. отделения ВООПИиК г-к. Анапа в готовящийся к принятию новый генеральный план застройки г-к. Анапа по ФЗ РФ №73 26.06.2002г. Их осуществление привлечёт в Анапу не только туристов РФ, но и гостей олимпиады 2014г. в г. Сочи. -памятник непобедимому воину, полководцу и соправителю Ярослава Мудрого над Древней Русью 11 в., Мстиславу Удалому ( Храброму ) правителю племени касогов (адыгов), живших у моря от ныне Анапского райна до границ Сочинского р-на. Этого он добился победой в поединке с Велиликм князем касогов, Редедей, условием которого было добровольное подчинение войска и народа побеждённого победителю (и брака их детей (?). Их поединок был на земле ныне Анапского района, из-за встречного движения русских и касожских войск, у границ их владений по р. Кубань (от п. Витязево) Победа Мстислава, над ранее непобедимым гигантом Редедей, сохранила от раззорения три го города- крепости Тмутараканского княжества, Тмутаракань (Тамань), Корчев ( Керчь ), белую Вежу ( у р. Дон ), защищавших Юг Древней Руси от кочевников, хазар и кавказских племён. Она предотв ратила провозглашение царём касогов, Редедю, который, с войсками Тмутаракани, куда входили

хазары и степные ясы, с помощью печенегов и отрядов конницы кавказских князей других племён, мог организовать поход на Русь, раздираемую междоусобицами, и захватить её большую часть.Не исключена и попытка Редеди поединками « такого же рода » покорить народы Кавказа, и, с войсками всех их, покорить всю Русь, затем Армению, Грузию и Крым, и, стать во главе созданной им империи, могущей победить Визатию, а затем и европейские государства. Всё это не сбылось! Мстислав выдал свою дочьТатиану за сына Редеди, крещёного Романом. Отэтогобрака произо-шёл род Ушаковых из которого вышел непобедимый адмирал российского флота, прославленный в 2004г. святым РПЦ, Фёдор Ушаков, уничтоживший флот Турции к началу 19в. Он совершил развед-ку боем, с турецкой крепостью Анапа, при промере глубин у берегов залива, для штурма её с моря. Кому, как не Мстиславу Удалому, давшему государственно-исторический лриоритет РФ 11в. на зем ли от р. Кубань до п. Лазоревское, надо создать памятник в городе воинской славы России Анапе! По названному плану ВООПИиК, одобренному уважаемыми почётными гражданами Анапы Л. И. Баклыковым и Б. И. Камаевым, чьим именем названа улица в с. Супсехе Анапского района, этот памятник должен быть установлен напротив часовни святому пророку Осии, за фонтаном мэрии. Ими же было предложено создать, на высоком постаменте памятника Мстислава Удалого, барель-ефные изображения его дочери Татьяны, с мужем Романом, и, адмирала Ф. Ф. Ушакова, символи-зирующих верность близким их людям и укреплению влияния России на Кавказе и Чёрном море..; - воссоздание «античного» стадиона Горгиппии Зв. д.н.э .- 3 в. н.э. между двух холмов Жемчужно-го переулка, где он мог быть из-за типичных для «него» размеров- 296,8м.х 30м,без «доработки»! На нём (?), согласно Агонистическому каталогу (мраморная плита 3 в. д. н. э., с обозначением 266 имён победителей этих спортивных состязаний и их тренеров- «гимнархов», хранится в Анапском музее в виде копии. Подлинник её находится в музее г. Керчь) были игры подобные олимпийским Они могли проводиться и в Зв. н.э., о чём свидетельствует склеп того времени с античными фрес ками, изображающими все 12 подвигов Геракла, найденный в Анапе в 1975г. В нём мог быть захо-ронен один из победителей (?) названных игр. Опровергнуть «это» труднее, чем доказать иное! -Такая трактовка-повод для привлечения в Анапу туристов в 2013г. и в олимпиаду 2014 г. в г. Сочи. Для воссоздания такого стадиона, в данном месте, достаточно 10 дней работы 2-х. грейдеров и 2-х. бульдозеров и 1 экскаватора. Надо сделать всего по 7 террас на склонах холмов и выровнять поле между ними, создав по торцам его насыпь высотой 3,5 м., с проездом сквозь них- шириной в 3,2м. Потребуется 30 рейсов камазов с камнями, для отсыпки «торцов» стадиона и укрепления арочных проходов (проездов) на него. У 2-х. входов на стадион нужно поставить 4 колонны, высотой в 3,5 м. С каждой стороны «трибун» стадиона, по их середине, на 3 и 5 «рядах» ( по высоте ) надо уложить по 50 двухметровых плит из «ракушечника» размерами 40см.хЮсм., имитируя места для «знати». Поле стадиона необходимо будет засыпать пятисантиметровым слоем песка (- 14-15 «камазов» ). На нём можно будет возродить «горгипийские» игры, проводить другие зрелищные мероприятия,

использовать для тренировок различных известных спортивных команд, киносъёмок и т. п ; ■ - восстановить склеп Геракла, из его пронумерованных каменных плит, с копиями быаших в нём фресок, обязано Управление по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных цен-ностей (наследия) Краснодарского края (г, Краснодар, ул.Красноармейская, д. 16. Руководитель его Н.В. Волкодав) и краевой музей. В основном по их вине этот склеп, охраняемый ЮНЕСКО, 37 лет лежат в Археологическом музее грудрй камней, в то время как он, для Анапы, значит то же, что пирамида Хеопса для долины Гизы! Если в него поместитьсаркофаг с имитацией «золотого» захоронения героя (?) с мечом, мало кто из туристов и курортн иков пройдёт мимо этого музея. Версия о том, что в склепе Геракла были захоронены потомки царского рода Гераклидов-иск-лючается даже тем, что царских знаков его в склепе не было. Да и сам он скрывал (?) истинное, «золотое», захоронение семьи вышеназванного «олимпика» - от осквернения его грабтелями. О таких историко- легендарных обоснованиях создания значимых историко - культурных па-мятников античности и средних веков могут только мечтать многие курортные города мира. Они нужны Анапе, ко времени проведения олимпиадьі в Сочи, для лучшего осуществления усилий её властей в деле преобразования нашего города в курорт мирового уровня, и к сезонам 2013-14 г.г. Материалы, достаточные для рассмотрения указанных проектов историко - культурного плана отделения ВООПИиК Анапы, в новый генплан застройки г- к. Анапа, должны, согласно требованиям ФЗ №73 «Об охране памятников истории и культуры» 2002 г. представляются комиссии, решающей судьбу историко -культурного плана отд. ВООПИиК, его руководством. Привлечь финансы на осуществление названных проектов, до принципиального решен.ия властей г-к. Анапа о возможности их реализации, к 2014 г., отд. ВООПИиК Анапы не сможет.

Приложение на листах.

Председатель Президиума совета отделения ВООПИиК г-к. Анапа

регионального отделения ВОО ВООПИиК Краснодарского края : В.Л. Штраус.