Поддержите сайт: номер кошелька Яндекс-Деньги - 410011377083748

Генуэзская крепость у горы Амзай (п. Широкая балка)

Этот объект, связанный с присутствием итальянцев, расположен на возвышенности, которая находится в прибрежной черте поселка Широкая балка. Это плато у подножия горы Амзай. Оно поросло густым лесом, который скрывает руинированные остатки строений из песчаника, посредине которых имеется глубокий колодец. По видимому, о нем писал черкесский просветитель XIX века Султан Крым-Гирей[1]: «В 15 верстах к юго-западу от Новороссийска на горе, известной у натухайцев под именем Нелять (Злодей), видел в 1865 г. остатки цитадели, называющейся в преданиях горцев Дженуэз-Кале (Султан Крым-Гирей, 1874. С. 102), т.е. генуэзская крепость. Следы её были в то время хорошо заметны. Высота горы, на которой она была построена, простирается до 2300 футов. В стратегическом отношении цитадель имела значительные преимущества. У натухайцев, обитавших в этой местности, сохранилось предание об осаде этой цитадели каким-то сильным пришельцем. Гарнизон укрепления сопротивлялся довольно долго, но, узнав намерения неприятеля лишить осажденных всякого сообщения с внешней местностью и воды в особенности оборонявшиеся выкатили из цитадели пять бочек превосходной воды в доказательство того, что осажденные не нуждаются в ней. Тогда неприятель снял осаду и ушел на судах. В цитадели был колодец, который видел Султан Крым-Гирей». Он выкопан в центре бывшей крепости».

«Нелять-гора разграничивает два ущелья: ближайшее к Новороссийску – Цусхабское и по ту сторону горы – Суо. В ущельях этих находились аулы тех же имен. В них сохранились христианские памятники: молельни с барельефными крестами и могильные — из камня и прочее. В наше время некоторые черкесы, жители этих ущелий имели обыкновение по субботам зажигать в саклях восковые свечи, не работать по воскресеньям, упоминать в молитвах Марию, т.е. Мать Иисуса Христа, не смотря на то, что считали себя мухаммеданами» (Султан Крым-Гирей, 1874. С. 103). Есть основание полагать, что значительное религиозное влияние в Причерноморье Северо-Западного Кавказа на черкесское население оказывали христианские народы, в частности, Византии и итальянских республик.

Об этом свидетельствуют работы археологов (Алексеева Е.П. 1959, С. 16–17; Монгайт, 1955. С. 324; Сизов, 1889. С. 69–70, 77–152). В Борисовских курганах (на мысе Дооб у Геленджика) встречались погребенные со скрещенными на груди руками, что свидетельствует о христианcком обряде погребения, в могилах у Анапы и Новороссийска найдены также нательные кресты.




[1] Он родился в знатном обрусевшем роду в натухаевском ауле Кудако (Долина Нефти) 15 августа 1843 г. Его отец Султан Инат-Гирей служил офицером в русской армии, а предки были из крымских ханов. Воспитание Крым-Гирей получил сначала у аталика (воспитателя) в ауле Атекай (на границе с нынешним Новороссийским районом). В марте 1861 г. закончил пансионат для горских детей при Кубанской войсковой гимназии. В совершенстве знал русский, французский, немецкий языки, увлекался математикой.

Генуэзские среднеековые крепости в Цемесской бухте (г. Новороссийск)

по материалам abrau-ant.ru

Расположение памятника культурного наследия на карте: