Поддержите сайт: номер кошелька Яндекс-Деньги - 410011377083748

Генуэзская крепость в районе завода "Красный двигатель" (г. Новороссийск)

Крепость находилась  в береговой зоне северо-восточной стороны бухты, представленной Маркхотским горным хребтом (отрог главного Кавказского хребта), на участке между нынешними заводами «Шиферник» и «Красный двигатель».

Есть основания полагаться на историческое наследие адмирала Л.М. Серебрякова, одного из немногих отечественных адмиралов, являвшегося членом Русского географического общества, что подтверждает его заслуги в изучении истории Кавказа. Находясь в Новороссийском укреплении, он лично неоднократно выходил с офицерами генерального штаба в экспедиции для изучения близ лежащих территорий и многих регионов Северного Кавказа. В представлении Л.М. Серебрякова И.Р. Анрепу[1] о желательности основать пристань, безопасную для мелких судов, в бухте недалеко от Новороссийска 10 марта 1842 г. Лазарь Маркович писал: «Проехав 300 сажен, за старинное турецкое кладбище и всего 2 и 1/4 версты от первого блокгауза, я нашел, что берег образует между двумя оврагами, по коим протекают незначительные ручейки, скалистый обрыв от 15 до 20 фут вышиною; спереди простирается прекрасная равнина, местами поросшая густым кустарником и мелким лесом до пологих уступов 18-горья, расстоянием от берега более 200 сажен. В этом месте я заметил, что порывы боры по соседству берега уносили только вершины волн, но со всею силою разводили волнение не ближе как около 300 сажен, так что при самой жестокой боре, суда могут здесь отстаиваться безопасно; к сожалению, подробный промер показал малую глубину; от берега гряды камня простираются до 30 сажен и каменистый грунт до 70 и более сажен, так что эта часть бухты служить может надежным убежищем для 3 или 4 только небольших военных судов-бригов или шхун, как наши крейсера, при том же швартовом становиться нельзя ближе как на швартове до 100 сажен. Пеньковый или цепной швартов канат будут равно страдать от ударения о камни, почему необходимо будет положить его на брусьях со связанными концами… Впрочем, я убедился и другим важным обстоятельствам, что я не ошибся в мнении моем насчет безопасности места во время боры; я нашел здесь следы укрепления. О котором никогда прежде не случалось мне слышать, но коего расположение по длине параллельно берегу, при весьма малой ширине, явно доказывает, что существование его не могло иметь другой цели, кроме обеспечения зимующих судов от покушений туземцев; одинаковое состояние развалин, один и тот же способ постройки обнаруживают, что генуэзская крепость, вокруг которой простирается ныне Новороссийск, и это укрепление, лежащее друг против друга, принадлежат пришельцам одного народа и событиям одной эпохи. По расспросам горцев, я впоследствии узнал, что им также известно об этих развалинах, которые называют они Старою крепостью, о происхождении коей сведений не осталось, впрочем, между ними никаких преданий. Нет сомнений, что крепость была главною факториею и тут находилась главная крепость, а малое укрепление, по ту сторону бухты, служило генуэзским галерам убежищем только на случай зимовки или выдержания боры, но местом всегдашней якорной стоянки, потому что дальность расстояния слишком бы замедляла выгрузку и нагрузку. Ручей с правой стороны, омывающий подошву развалин не иссякает и летом, но он не имеет собственного устья и, просачиваясь тонкими сквозь расселины камней, сеткою струй своих покрывает скалистый обрыв на ширину нескольких сажен, так что, собрав выше развалин жилки эти в один водоем, весьма удобно можно будет устроить бассейн для наливки ключевою водою судов, стоящих на здешнем рейде, а это также не малая выгода по скудности источников в Новороссийске, где со временем не в состоянии будет снабжать гарнизон и жителей без помощи колодцев. Материалы для строительства укрепления, т.е., камень и глину в изобилии доставят генуэзские развалины и каменистая почва на глинистом слое; командующие высоты лежат вне действительного ружейного выстрела; а кустарник и мелкий лес расчистить на надлежащее расстояние большого труда не представит» (ЦГА ВМФ Ф. 19, Оп. 2, Д. 209, Л. 93–95). На недавно обнаруженной в фондах Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи карте (1833 г.) нанесен в Цемесской бухте, в прибрежной зоне, в районе расположения завода «Красный двигатель», объект, который обозначен как «развалины генуэзского замка»[2].

Последним аргументом в пользу местонахождения генуэзской крепости в Цемесскорй бухте, который был получен из Центрального музея Вооруженных Сил, являются сведения из «Военной энциклопедии»: «В Цемесской бухте в XII веке обосновались генуэзцы и возвели крепость, которая была взята и разрушена в конце XV века татарскими полчищами Бенгля-Гирея» (Военная энциклопедия, 1914. С. 28) (С.-Л.А.).




[1] Анреп И.Р. (1798–1860) — генерал от кавалерии, с 1839 г. генерал-адъютант принимал участие в боевых действиях на Кавказе. С 1841 по 1843 г. начальник Черноморской береговой линии.

[2] Карта пространства между Черномориею и Северо-Восточным берегом Черного моря составлена при Генеральном штабе Отдельного Кавказского корпуса бароном фон дер Хавеном, 1833 г. (из библиотеки Висковатова) ВИМАИВВС. Спб. ВИМ, А 2173, инженерный отдел.

Генуэзские среднеековые крепости в Цемесской бухте (г. Новороссийск)

по материалам abrau-ant.ru

Расположение памятника культурного наследия на карте: