Поддержите сайт: номер кошелька Яндекс-Деньги - 410011377083748

Мыс Ахилла (мыс Ахиллеон)

Возможно, именно в этом месте родился, жил и управлял народом мирмидонян царь Ахилл до своего ухода на Троянскую войну после уговоров Одиссея.

И по сей день есть на Тамани Киммерийский остров, что за станицей Фонталовской (раньше Фонтаны). Там экспедиции ученых обнаружили своего рода «таманские Помпеи» — античную деревню Ахиллеон на одноименном мысе. Там же на землях бывшего колхоза «Искра» раскопали святилище Ахилла, горельеф которого экспонируется в Таманском археологическом музее. Напротив, через Киммерийский Боспор, ныне Керченский, археологами найден городок Боспора Мирмекий, что в переводе с греческого значит Муравьиный. По мифам, «муравьиным» народом, т. е. трудолюбивым и бесчисленным, как муравьи, по-гречески мирмидонами, управлял Ахилл. С ними он отправился по авторской воле Гомера, автора эпической поэмы «Илиада», на Троянскую войну....

...

Вот что сообщает греческий историк Лев Диакон: «Говорят, что скифы почитают таинства эллинов, приносят по языческому обряду жертвы и совершают возлияния по умершим, научившись этому то ли у своих философов Анахарсиса и Замолксиса, то ли у соратников Ахилла. Ведь, Арриан пишет в своем «Описании морского берега», что сын Пелея Ахилл был скифом и происходил из городка под названием Мирмидон, лежащего у Меотиды» (Азовское море).

Явными доказательствами скифского происхождения Ахилла служат покров его накидки, скрепленной застежкой, привычка сражаться пешим, белокурые волосы, светло-синие глаза, сумасбродная раздражительность и жестокость».

Скифское происхождение греческого героя косвенно подтверждает и Страбон: «Дальше от Мирмикия (Мирмидона) на азиатской стороне против него лежит деревня, называемая Ахиллием».|

Наверное, мы должны упрекнуть себя в том, что, читая «Илиаду», без должного внимания отнеслись к тому, что фессалиец Ахилл командовал почему-то отрядом мирмидонян, то есть жителей Мирмикия, который располагался в районе нынешней Керчи, а не на севере Пелопоннеса.

Но могучий сын Пелея мог происходить от древних переседенцев-колонистов, множество поселений которых располагались рядом с поселениями скифскими в Северном Причерноморье? Для того чтобы опровергнуть такое предположение достаточно сравнить две, хотя и приблизительные даты: Троянскую войну и колонизацию эллинами Северного Причерноморья. Выясняется, что первая случилась не позднее XIII в. до и. э., а вторая началась на шесть веков позднее, так что даже указанной приблизительностью дат можно, без сомнения, пренебречь.

Однако приходится констатировать, что наши рассуждения пришли в тупик. Общепризнанно, что скифы появились в Восточной Ев­ропе не ранее VII в. до н. э. Ахилл же совершал свои подвиги, когда о скифах и не слыхивали. Но даже безотносительно к Ахиллу факт существования городов Мирмикий и Ахиллий в районе Боспора Киммерийского бесспорен, причём города эти, как выяснилось, существовали задолго до появления греческих полисов в Крыму и на Тамани и до расселения здесь скифов. Как же соотнести «скифство» Ахилла с тем, что в его время этого народа ещё не было?

В древности нынешний Керченский пролив именовался греками Боспором Киммерийским, из чего следует, что территории, примы­кающие к этому проливу, назывались Киммером. Первых обитателей этих мест, о которых имеются свидетельства в исторических документах, знали под именем «киммеры» или «гомеры», (в исторических источниках сохранился и такой вариант имени этого народа), то есть жители Киммера, но возможно и другое толкование этого этнонима: «киммерские арийцы», так как «киммерийцы могут сами рассматриваться как арийцы».

Действительно, считается общепринятым, что приблизительно к 8 в. до н. э. на смену киммерийцам, племенам воинственным и распространившим своё влияние далеко за пределы Северного При­черноморья, пришли скифы.

Но стоит подчеркнуть, что всё больший вес среди учёных приобретает то мнение, что великого переселения народов в тех масштабах, которые имеет в виду официальная историография, не было. Гораздо большее значение имела «последовательность этнического и расового напряжения», или, выражаясь более доступным языком, «народ остался на том же месте, но явился только под другим именем. А это означает, что скифы являлись этническими наследниками киммерийцев точно так же, как сарматы — скифов («Скифов назвали Сарматами»).

 Так что Ахилл — и «киммериец», потому что он родом из кимме­рийского города Мирмикий. И - «скиф», потому что слово это, изобретённое эллинами не являлось этническим определителем и обозначало не конкретный народ или нацию, но всех тех, кто обитал на территориях Восточной Европы, поэтому даже в X в. н. э., греческие авторы называли росов «тавроскифами».

Виктор Чащин, историк - краевед

Расположение памятника культурного наследия на карте: