Поддержите сайт: номер кошелька Яндекс-Деньги - 410011377083748

Земля амазонок

Представление об амазонках, этаких древних эмансипе, безмужних независимых женщинах, живо и сегодня. Слоган о воинственных женщинах широко используется в СМИ. В массовом сознании бытуют осколки античной традиции об амазонстве, как об определенном историческом этапе человечества.

Можно смело утверждать, что зарождение легенды о содружестве странных девушек изначально происходило недалеко от Анапы. …

Наш сосед, Славянск-на-Кубани, на генуэзских картах XIV века был помечен как Кремны. По Геродоту (IV.  110-117): «К местечку Кремны на Меотийском озере (Азовское море –Авт.) пристали три корабля с вооруженными женщинами из Термо-дон-та (Теплый Тихий Дон? - Авт.). Захватив лошадей, они отправились грабить владения скифов», в итоге поженив последних на себе. Так, с легкой руки Геродота в литературе появились «безгрудые мужеубийцы!» На два тысячелетия воцарились мифы, сказки, «страшилки» о женщинах-воинах. Подчеркиваю, у всех античных и средневековых авторов сплошной негатив!

Несмотря на то, что никто из сказителей никогда не видел амазонок, мифы про них из века в век подпитывались пересказами со слов «очевидцев» и слухами, один другого ужаснее. (Про таких Вольтер съязвил: «Врет, как очевидец».).

В конце XVIII века на Западном Кавказе впервые вживе увидел амазонок французский дипломат Абри де ла Мотре: «Множество всадниц с колчанами за плечами, с луками в руках или с соколом на руке показались на скате. Они мчались галопом, сидя верхом, как мужчины».

Путешественникам на Кавказ черкесы побережья рассказывали быль о горском народе женщин-воинов. Их имя -«еммиджь», «эмматч», в принятой транскрипции - «амаз». У адыгов и абхазов «амза» - «одинокая, луноликая».

Древние эллины взяли имя воительниц с Кавказа, но по созвучию, как почти всегда это делали, перевели как «без правой груди». Якобы удобно стрелять или метать копье от плеча, потому и выжигали грудь.

200 лет назад замечательный исследователь Кавказа, русский академик П. Услар объяснил миру подобную «порнографию валькирий» в глазах Европы обычаями и ритуалами Черкесии, особенностями традиционной одежды горцев.

На девочку с 10 лет надевали очень тесный корсет, препятствующий развитию груди, но формирующий идеальную, с ума сводившую фигуру горянки. Корсет в первую брачную ночь разрезал кончиком кинжала муж черкешенки.

В наборе девичьей одежды была и особая юбка для конных скачек с двусторонним разрезом от пояса, свисающие концы юбки заправлялись за ноги. Такой убор мы видим и на античных вазах, и на портрете бабушки сегодняшней горянки. В цветном уборе да с нагайкой в руке вошла царица Эмматч в шатер к черкесскому князю Тулме. Затем этот эпизод многократно «экранизировали» придворные биографы А. Македонского. «Хочу родить героя от героя», - якобы заявила ему царица амазонок Фалестра/Палестра…

И все-таки! Сотни этнографических деталей, зафиксированных в источниках с древнейших времен и до начала XX века, отражают реальное существование на Кавказе элитарной девичьей военной группы, а не изолированной общины воинов-женщин. Девушек-адыгеек учили верховой езде и стрельбе из лука и ружей. Еще сохранялась высочайшая, поразившая даже Дюма, незнакомая европейкам, абсолютная свобода девушек-горянок до замужества и многое другое.

 

Виктор Чащин, историк - краевед

Расположение памятника культурного наследия на карте: