Поддержите сайт: номер кошелька Яндекс-Деньги - 410011377083748

18. Лепинский А.В. Троицкая станица.

ТРОИЦКАЯ СТАНИЦА.

 Описание составлено по программе для статистико-этнографическогого описания населенных мест Кубанской области.   Е. Д. Фелицына

 

Общий характер и физические свойства местности. Станица Троицкая 2-го участка, Темрюкского уезда, расположена на левом берегу реки Кубани, по плоскости от СВ. на 3. Местность, занятая станицею и прилегающая к ней, во многих отношениях представляет неудобные условия для экономического благосостояния населения. Совершенно ровная, низменная площадь, илистый грунт земли, на котором поселена станица, способствуют значительному скоплению, в период сильных дождей и быстрого таяния весною снега, влаги, которая во впадинах держится довольно продолжительное время, подвергается гниению и служит главным источником разного рода болезней, преимущественно перемежающихся лихорадок. Такого характера болота, служа водопоем для домашних животных, производят эпидемические болезни животных, как это случилось в 1879 г., когда от «кровавой мочи» пало 600 голов рогатого скота только в течении одного месяца.

                                                              --(691)--

С другой стороны быстрое таяние в верховьях Кубани и вообще в горах снегов, частые проливные дожди, наполняющие русла горных соседних и других рек, грозят постоянным наводнением.  Кубань нередко переполняется, выходит из берегов и затопляет левый, совершенно низменный берег, причиняя населению значительные убытки и в конец расстраивая экономическую состоятельность отдельных лиц. Часто разлитие Кубани бывает на столько велико , что вода, заливая всю станицу, стоит на аршин и более в домах, которые таким образом размываются и преждевременно или падают, или требуют для ремонтировки своей значительных затрат, тем более чувствительных, что в такие годы и земледелие, главный источник доходов, много теряет от наводнения. Все окрестности во время разлития Кубани представляют одно сплошное море воды, с торчащими кое- где верхушками растений, и всякое сообщение станичных жителей с остальным миром прерывается на более или менее продолжительное время. Такие именно наводнения испытало станичное население в 1877, 1878 и 1880 годах. Небольшие наводнения посещают станицу ежегодно и не причиняют особых убытков жителям.

Не в лучших условиях находится и юртовой, в количестве 16 тыс. десятин, надел земли: он представляет низменность с незначительными возвышениями и множеством болотистых лиманов, питаемых водами горных рек. : Аушеда, Кунипса и Адагума.На сколько значительно количество лиманов и вообще низменных топких мест, заливаемых периодически водою, можно судить по тому, что станичное население располагает изо всей своей юртовой земли только. 7500 дес.  удобными для земледелия; остальные 8500; представляют низменность, редко высыхающую, лес, лиманы, болота, заросшие камышом и болотными растениями; в это число входят и около 200 дес. усадебной и огородной земли.

— (692)-

На юго-западной границе юрта находится старый, состоящий из дуба, ясеня, тополя, береста, вербы и других древесных пород лес, которым и пользуются жители, доступ к нему возможен только в зимнее врѳмя:, кѳгда лиманы и болота,  отделяющие его от станицы, замерзают. В самом лесу, который занимает около 150 дес, и слывет у местных жителей под имеем «Большого леса" почти круглый год стоит вода, что имеет влияние и на достоинство деревьев, большею частью корявых и приземистых, годных только на дрова для отопления жилищ. Кое-где в районе юртовой земли встречаются и возвышенности: они группируются главным образом к ЮВ., ближе к берегу Кубани. Своею юртовою землею станица Троицкая граничит с таковыми же наделами Мингрельской, Абинской, Крымской станиц и землею князя Меликова.

Почвенные и климатические условия местности Почва юртовой земли, соприкасаясь с плодородною Абинскою долиною, имеют одни с, нею качества и состоит из тучного, на аршин и более, чернозема  только некоторые места   суглинисты с такою же или песчаною подпочвою. Почва вообще благодарна и земледелец не может жаловаться на неё. Все роды хлебных растений произрастают, успешно и дают обильную жатву; травянистые растения, достигающие аршина и более вышины, овощи, плодовые. деревья дают также почти всегда хороший урожай.

Весна начинается рано, с Марта* месяца, и с этого - же времени поля , леса и сады одеваются зеленью, которая засыхает не раньше второй половины, иногда и позже, Октября. Слишком большой в атмосфере и на поверхности земли процент влаги не дает выгорать травяным растениям даже в жаркое время переходящее в более. или менее продолжительную засуху. Благодаря таким, условиям, домашние животные, особенно гулевые*, не только в течении всего летнего времени

--(693)—

 частей весеннего, и осеннего, но и в зимнее, когда бывают снега, находятся на подножном корму.

Значительное скопление в окрестностях воды делает климат Троицкой станицы, умеренным, сырым. Продолжительных засух и суровых морозов не бывает: они умеряются сыростью. Лето вообще прохладное,: 40R., тепла — явление исключительное: зима также сравнительно слабая, не свыше 20 R. мороза Снег выпадает редко и держится, не более месяца в общей сложности в течении всего зимнего периода. В зимнее и осеннее время идут иногда продолжительные дожди; весенние дожди, особенно в Мае*, благо-        творительно влияют на урожай трав и хлебных растений но летние, падающие в Июне* при сильных ветрах, наносят большой вред растениям , особенно хлебным, которые не редко не дозревают, ложатся. Зимою постоянно дуют севе ровосточные, а летом юго-западные ветры; бури редки и не причиняют жителям особого вреда; они имеют юго-западное течение. Сильная гроза, падение града — явления исключительные. Покос трав начинается обыкновенно в конце Мая и начале июня, а уборка хлеба в Июне и Июле. В Августе  Сентябре сеют озимые хлеба, а яровые в Марте и Апреле.

Воды. Северную границу юртовой земли составляет р. Кубань, которая дает населению слишком достаточно приятной и здоровой воды; ее жители сами пьют, поят животных и пользуются ею при приготовлении пищи. Во время половодья она мутна, но скоро отстаивается в сосудах и делается тогда годною, здоровою. Вода, скопляющаяся в многочисленных впадинах и лиманах, негодна для питья, и потому жители роют на полях колодцы, которые дают жесткую и не совсем здоровую воду; необходимость заставляет довольствоваться ею. На глубине сажени всегда можно найти      воду; только в возвышенных местах она находится на глубине

--(694)--

двух и трех саженей. Родников с чистою здоровою водою на полях нет.

Народонаселение и бытовая обстановка.  Основание станицы и движение населения. Троицкая станица основана в 1865 г.на месте бывшего Новоохранного поста при Псебедаховской, на р. Кубани паромной переправе. Местность эта до того времени принадлежала горцам племени Шапсугов. Заселение станицы производилось жителями казачьего сословия из старых, бывшего Черноморского войска, станиц: Ивановской,  Петровской, Полтавской, Старонижестеблиевской, Шкуринской, Конеловской, Староминской, Уманской, Новолеуш ковской, Нововеличковской, Кисляковской и Новощербиновской. Из них в первый год населения станицы водворилось 124 семейства, в числе 432 душ мужского пола и 396 женского. Заселение станицы охотниками не прерывалось и в последние годы. Так, к 1868 г. население станицы увеличилось до 1015 душ обоего пола; в этом-же году переселенцев было 76 душ об. п. В последующие два года переселенцев не было, а в 1871 г. населено вновь 373 д., в 1872 г. 370 д. об. пола. С этого времени и до 1877 г. наплыв переселенцев был незначителен: 80 душ обоего пола за все время. Таким образом, в следующие, после основания станицы годы, население приняло в свою среду новых поселенцев в числе 480 д. м. и 361 ж., а всего 841 д. За это же время путем естественного прирощения* населения станицы увеличилось на 534 д. обоих полов. Убыль населения на тот же период времени так же значительна. Так, с 1868 по 1878 г. на 1242 д. об. п. родившихся приходится умерших 722 д. об. п. Благодаря только новым переселенцам, народонаселение станицы могло дойти в 1880 г. до 719 муж. и 742 д. жен. пола.   А всего до 1460 душ. Некоторые из первых поселенцев

--(695)--

а равно и позднейших*, нашли более привольные места в других Закубанских станицах, куда и выселились,

Общественные здания. Благодаря правительственной субсидии размере 10 т. рублей, жители озаботились постройкою* храма Божия на другой-же год его населения ; так что в 1866 г. в станице была. вполне готова деревянная приходская церковь довольно красивой архитектуры, с колокольнею. постройка её обошлась в 17 т. руб. Тогда-же население обзавелось и другими общественными зданиями: станичным правлением, хлебным магазином, а впоследствии и школою. Школа и станичное правление — турлучной постройки; а запасный хлебный магазин, стоимостью в 3000 руб., деревянный; в настоящее время в нем хранится 45 четвертей запасного хлеба.

Частные жилища. В станице есть три торговые лавки; они принадлежат частным лицам: две мещанам, временно проживающим встанице, и одна местному казаку. Торговцы держат такие мануфактурные, галантерейные и бакалейные товары, которые требуются местным населением и имеют хо- роший сбыт. Девять ветряных мельниц простого устройства, с одним поставом каждая, принадлежат все местным казакам.

Дворовые постройки, не отличаясь ничем от таковых  же построек жителей других станиц, имеют один общий с ними тип и расположение. Плановые места просторны. На нем обыкновенно  ближе к улице стоит жилая «хата»; близь неё немного в стороне, «будка»:, т. е. нечто в, роде амбара, где ссыпается хлеб в закрома или плетеные из хворосту и обмазанные глиною «сапеты" здесь-же хранятся и все мелкие домашнего хозяйства вещи. Будка в большинстве турлучная, обмазанная глиною; только богатые хозяева; изредка имеют деревянные рубленные амбары. Некоторые жители, более бедные,

--(696)--

 не имеют будок и ссыпают в сенях. За будкою* следует «повiтка», т.е. сарай, где в зимнее время сохраняются земледельческие орудия возы, повозки и прочее где делается отделение для рабочих животных, овец и телят. Повитка* устраивается на столбах и не всегда обставляется камышом или соломою; отделение для рабочего скота большею частью ограничивается одним навесом «Баз» или открытый загон для гулевого* скота устраивается большею частью в глухом углу двора. Огородивши его, хотя это далеко не всеми делается, плетнем из камыша или хвороста, хозяин этим ограничивает свои заботы о «худобе», и  худоба его в течении зимы терпит холод, подвергается вьюгам, болеет, а к весне часто околевает. Сено и солома, которые служат пищею худобе, разбрасываются по грязному базу, втаптываются, и только 3-я или 4-я части поступают в желудки животным. Во дворе - же стоят зимние запасы сена, соломы, материалы для отопления жилищ и проч.

Жилые хаты главным образом турлучные с камышовою крышею; попадаются сделанные из саману; деревянных-же, кирпичных или каменных , по недостатку такого рода материалов, не делают. Хата богатого казака отличается от хаты бедного только своею величиною, прочностью, иногда растворчатыми*  рамами в окнах и окрашенными ставнями. Большинство хат в одну, две, редко в три комнаты: горницы, хаты и кухни; при некоторых пристраиваются крылечки и во всех есть сенцы, куда ведет дверь со двора; если хата о двух комнатах, то из сеней ведут в них двое дверей. В большой комнате, горнице, в красном углу обыкновенно помещается Божница с иконами, иногда довольно ценными по отделке, хотя письмо  их в редких случаях бывает удовлетворительным; стены украшаются картинами лубочной школы и «шпалерами» (обоями). Под божницею стоит стол, накрытый чистою скатертью а по сторонам обы-

--(697)--

кновенно деревянные лавки, иногда «канаапеи» — деревянные передвижные со спинками диваны; более зажиточные хозяева имеют деревянные стулья, изредка венской работы с плетённым или мягким сидением. Часто большая комната раз делятся перегородкою на две; в меньшей, «хатыне» (спальне) стоит кровать, «скрыня» (сундук); на кровати лежит боль- шая, набитая пухом или перьями, подушка и несколько таких же меньших, головных; накрывается постель простынями домашнего изделия или фабричными бумажными. Если в доме  две комнаты, то из большой идет ход по за печкою  в меньшую, которая собственно составляет кухню. Здесь сложена печь, отапливающая и большую комнату, хранятся в  "мыстнике"  (деревянные полки) кухонная посуда и некоторые материалы для приготовления пищи. Зажиточные хозяева делают еще «грубки» — голландские печи с лежанками, украшая их карнизами. Пол в комнатах в большинстве земляной, хотя изредка можно встретить и деревянный. Земляной пол в зимнее время покрывается грубым холстом и рогожками. В общем, соблюдается в доме чистота и опрятность. Казачки вообще — женщины чистоплотные и держат свое хозяйство в образцовом порядке. Пред большими праздниками, в год два и три раза, хаты снаружи и внутри белятся; земляной  пол ремонтируется весьма часто, еженедельно. Не смотря на бедный материал, употребляемый для постройки жилищ они производят приятное впечатление: белые стены, распи- сные конные рамы и ставни, безукоризненно белые трубы домов, небольшие садики, цветники, чисто подметенный двор — все это свидетельствует, что здесь живет народ, ещё не придавленный безвыходною нуждою и всегда имеющий кусок насущно хлеба.

Пища. Жители едят три раза в день: «снидають», «обидають» и «вечеряють», а в рабочее время еще и «полуднують». пища употребляется большѳю частию* горячая.

 

--(698)--

Заботливая хозяйка к завтраку готовит галушки с салом к обеду борщ и кашу, к полдничанью* также кашу, иногда кислое молоко, к ужину борщ или галушки и кашу. В праздники готовится лапша, вареники и кушанья из огородних* плодов и овощей. Мясо не всегда употреблятся; казаки охотно заменяют его постною пищею из мелкой рыбы, которую ловят в р. Кубани и лиманах; хлеб белый, пшеничный; ржаной — исключение. Съестных припасов жители не покупают: все это, свое, домашнее. Чай пьют многие: в последнее время он положительно стал вытеснять и заменять собою угощение спиртными напитками. В рабочее время, за недосугом, казаки редко пьют чай, заменяя его простою водою, а в праздники, особенно зимою, редкий откажет себе в чашке чаю. Вино, пиво, водку пьют, но умеренно и не всегда; пьянство вообще между населением не развито, и горький пьяница, нося имя «бездельника», находится у всех в пренебрежении и терпится обществом, как зло, устранить которое оно не в силах. В экстренных случаях, напр., во время свадеб, казаки пьют много и пируют чуть ли не по неделям, считая это вполне законным, хотя нужно правду сказать, пьянство в таких случаях выходит из границ, и поведение гуляющих свадьбу доходит до омерзения.

Религиозно-нравственные стороны физические особенности, привычки, наклонности, понятия, обычаи и воззрения населения. Религия и нравственные качества населения. Все население Троицкой станицы исповедует Православную веру и глубоко предано ей; иноверцев и сектантов нет, и случаев отпадения от православия не было. Все предписанные церковью, праздники, посты и вообще все, что требуется обрядовою стороною религии, строго соблюдается населением:

— (699)—

в этом оно видит черты истинного православия. Работая  в поле течении недели редкий казак к воскресенью или празднику не приезжает в станицу, чтобы исполнить лежащие на нем обязанности христианина. Соблюдаются и такие праздники которые не предписываются положительно церковью, а представляются  религиозной ревности мирян ; такие праздники хотя и ведут к прямому ущербу рабочего времени, что сознается и самым населением, но во всяком случае нарушить их считается грехом; некоторые из них чтутся предпочтительно пред церковными. Соблюдение постов строго; даже детям и больным дают в пост скоромную пищу не иначе, как только с благословения и разрешения священника. Некоторые взрослые больные, даже при разрешении священника, предпочтут скорее проболеть более продолжительное время или совсем расстаться с жизнью, чем оскоромиться в постные дни. Приезжий в станицу, если бы захотел в пост заказать хозяйке скоромную пищу, может быть уверен, что его желание не будет исполнено. Мало этого :редкая хозяйка продаст ему десяток яиц или кувшин молока, если знает, что он покупает это с целью немедленно употребить в пищу; это считается грехом. Никто не осмелится нарушить или не исполнить обета, данного пред Богом в трудную минуту жизни; посещение монастырей, принятие в дом странника -- богомольца, посильная жертва на богоугодные дела, кормление нищих, помощь больным, страждущим все это прямые обязанности истинного христианина ; нарушение этих обязанностей не в характере обывателей Троицкой станицы. Трезвость, честность, целомудрие, дружба, прощение обид черты не чуждые населению. Поминовение представившихся почитается одною из главнейших христианских обязанностей, оно совершается в первый день погребения, трѳтий, девятый и сороковой дни по смерти ближнего, чрез полгода и год. Даже человек бедный, состояние которого не позволяет совершить

--(700)--

в тех  размерах, как они обыкновенно устраиваются, не преминет отслужить панихиду в церкви и помолиться о спасении души умершего., Кроме этого население поминает представившихся еще и в другие определенные, установленные церковью дни, или так называемая родительские субботы. На болезни, жизненные неудачи, бедствия смотрят как на испытание и наказание посылаемое Богом; для предупреждения и избавления от них прибегают с молитвой к Богу прося Его милосердия и помощи. Такого рода верования в иных субъектах развиваются до тех границ, которые составляют последнюю ступень к фанатизму. Молитвы родителей, и особенно матери, признаются великим заступничеством пред Богом; оскорбление же родителей омерзительным грехом.

С догматическою стороною религии население мало знакомо, и понятия о Боге, духовном мире, нравственных обязанностях человека и проч. не отличаются особенною точностью, полнотою и верностью. Взгляд на физический вообще мир и его явления также не отличаются особенною устойчивостью и верностью: в этом отношении казаки не редко выделяются из массы всего вообще православного люда. Свет просвещения грамотность не очень давно стала проникать в казачью среду и не могла еще дать твердого оружия для борьбы с вековыми, прадедовскими и отцовскими, представлениями и понятиями. В следствие этого предрассудки и суеверия в среде населения Троицкой станицы еще существуют хотя их и не много осталось, и они не оказывают особенно сильного вредного влияния на моральную и экономическую жизнь его. Ведьмами, лешими, домовыми, русалками и проч. казака часто уже не напугаешь, равно не поверит он и тому, что земля стоит на ките, что солнце на заходе садится в колесницу и спешит к утру явиться на востоке, что Илья пророк производит гром катаясь по небу в огненной колеснице и проч.

 

--(701)--

Справедливость требует сказать, что от таких верований далеко не все способны и что в верованиях, понятиях и взглядах отдельных субъектов часто прорываются совсем нежелательные черты, которые могут быть устранены только временем.

ПЛЕМЕННОЙ характер населения, его наклонности,  обычаи и преступность Принадлежа к казачьему сословию население Троицкой станицы состоит из малороссов, отличаясь теми общими типичными чертами и физическими особенностями, которые присущи всему населению бывшей Черномории как известно заселенной пришельцами из-за Буга, прямыми потомками Запорожцев. Твердый, с оттенком упорства, характер, сильная воля, настойчивость в преследовании раз задуманного, вышесредний* рост, плотность и соразмерность в членах, физическая сила , стройность и ловкость —общие черты всего казачества. Простота в жизни, постоянство, любовь, и преданность к родному очагу, старине, семейству, почтение и уважение к старшим, гордость и независимость дают, ясное понятие о характер казачьего населения. Особенно резко выделяется почтение и уважение к старшим: оскорбление, нанесенное седанам, не может оставаться безнаказанным; часто возмездие, иногда довольно чувствительное, истекает из общественного требования. Впрочем, случаи оскорбления старших редки: всякий сторонний человек сочтет себя нравственно-обязанным удержать молодца, если бы тот вздумал при нем глумиться над старшим. Брань вообще считается  предосудительною,  хотя и нельзя сказать, чтобы она не имела места в обыденной жизни; случаются и драки,  но большею частью под веселую руку. В общем народ вынослив и терпелив; раздражается не скоро, но также не скоро и забывается оскорбление, если оно по характеру относится к тем которые считаются особенно сильными, кровными, затрагивающем честь и общественное положение лица.

— ( 702 ) —

Порочные люди находятся в пренебрежении; всякого проступки, выходящие из границ обыденности и нарушающие личные и имущественные интересы обывателей, не терпимы  и жестоко преследуются. Пьянство, разврат, леность, ложь, обман, воровство и проч. ведут за собою презрение со стороны честных и добропорядочных лиц и имя «бусурманина» «бездельника».  Заклейменный такими именами не встретит уже сочувствия, не получит помощи и защиты от своих  одностаничников, а напротив при первой возможности будет исключен из станичного общества. Вообще преступных проявлений в массе населения мало. Так , со времени основания станицы по 1880 г., т. е;: в течении 15 лет, находилось под судом за воровство только одиннадцать человек и один за грабеж. Такое проявление преступности заслуживает тем более внимания, что, как известно, в за кубанские станицы попадали, кроме охотников-переселенцев лица, обнаружившие на месте своего жительства неодобрительное поведение, а потому и переселявшиеся по приговорам общества. В станичном суде за последние пять лет привлекалось к ответственности только шесть человек, совершивших маловажные проступки, как-то : драку, оскорбление, неповиновение и проч.

Обыватели Троицкой станицы - народ, за немногими исключениями, опрятный, любящий чистоту в доме и обращающий внимание также и на чистоту своего тела. Правда баня  для казака не составляет первой потребности, необходимости, но это уже зависит от племенного характера и выработанных историческими условиями жизни привычек; купанье в реке в летнее время составляет для казачьего населения и потребность, и удовольствие. Равным образом и в одежде его мы не замечаем той поражающей неопрятности, грязи, от которых не свободно чисто русское население: сравнительно лучшая, близкая к довольству материальная обеспеченность казака дает ему возможность в праздничные дни одеваться прилично даже щегольски , в рабочее время казак носит прочную соответствующую времени и работе одежду, хотя понятно, и не может похвалиться чистотою. Нижнее белье большинством переменяется еженедельно. Казачкам можно вменить в особую заслугу похвальную опрятность в приготовлении пищи стремление поддержать чистоту в кухонной посуде, комнатах и проч.

Времяпровождение. Время проводят жители однообразно, летнюю рабочую пору в станицах остаются только старики и дети, остальное население находится на полях, приезжают иногда по праздникам в станицу -- женщины, чтобы за пастись провизиею на неделю а мужчины для дел общественных и личных. В зимнюю пору мужское население ухаживает за домашними животными, починяет или приготовляет новые, разного, рода  земледельческие и сельско-хозяйственные орудия и занимается кое-какими домашними работами; редкие знакомы с каким ни будь ремеслом на столько , чтобы пользо- ваться им, как источником сторонних заработков. Сшить сапоги, башмаки, кое-что из верхнего платья казак и сам сумеет и в редких случаях обращается за этим к специалистам мастерам, но промыслы вообще не развиты да они и не в характере казачьего населения. Между тем мужчины отчасти и женщины, зимою имеют очень много свободного времени, и кустарные промыслы могли бы привиться здесь, если бы кто взял на себя труд познакомить с ними наше население.

Женское население несет свои специальные обязанности: готовят пищу моет белье и иную верхнюю, одежду для членов семьи, вечерами и ранними утрами прядет и ткет грубые холсты.

В праздники мужчины, выслушав литургию и пообедав, собираются в станичное правление, если предстоит обсужде-

--(704)--

ние чего либо из дел общественных в противном случае бесцельно слоняются по улицам, у домов, наполняют собою торговые лавки и питейные дома. Женщины предпочитают сидеть на завалинках своих хат, у ворот, грызть семечки и вести с соседками разговоры. Молодежь собирается где либо в укромных местах , подальше от глаз стариков, поет песни, пляшет устраивает разные игры. Спать все ложатся рано, рано же и встают. Молодые люди под праздники и в праздники собираются группами на  улицах, за станицею, веселятся до полуночи и обыкновенно парами, по взаимному согласию и симпатиям, отправляются и спать. Обычай этот установлен веками, и родители не видят в таком поведении детей ничего предосудительного, идущего в разрез с понятием о нравственности и целомудрии. Нужно к чести молодых людей сказать, что влюбленная пара редко увлекается и переходит границы выработанных обы- чаем отношений: девушка, потерявшая в этом случае свое девство, а равно и любовник ее, не всегда остаются без наказания, которое часто исходит от всего общества и состоят в обязательстве прикрыть свой грех браком.

 Свадьбы. Свадьбы происходят главным образом осенью, по окончании полевых работ, и в зимний мясоед, как в более свободное время. Родители стараются женить сына возможно раньше, сейчас же по достижении им совершеннолетия, чтобы избавить его таким образом от увлечения молодости, а вместе с тем и приобрести в семью лишние рабочие руки. Высмотрев невесту и получив часто заранее ее согласие на замужество, жених заранее объявляет об этом родителям, которые приглашают двух-трех пожилых мужчин, преимущественно родственников своих, и посылают их в дом отца невесты, чтобы заручиться его,  а равно и матери, согласием на отдачу дочери в заму- жество за данного искателя ее руки. Старосты так

-(705)-

называют послов - ходатаев жениха, являются в дом будущего тестя жениха с хлебом и сначала ведут разговоры о чем либо постороннем постепенно переходя к цели своего посольства, о чем в конце концов и объявляют, большею частью в форм иносказания. Если родители невесты согласны на замужество дочери то, вручив в замен полученного свой хлеб, уговариваются о времени, когда должен произойти официальный сговор или, по местному выражению когда невеста «подает рушник». Иногда в это же время и даются рушники. При сватаньи присутствует и жених, хотя и не входит сначала в дом, а ждет результатов вне дома, на дворе, в сенях, стараясь увидится с невестою и убедить ее на выход в замужество, если она прежде не изъявила своего согласия, или он не мог переговорить с нею раньше. ко дню дачи рушников собираются в доме невесты ее родственники и близкие знакомые, являются с женихом и прежние старосты. Помолившись Богу, мать невесты подает старостам рушники (полотенца), обыкновенно невестою заранее приготовленные из полотна, длиною в два — три аршина, обыкновенной ширины; старосты перевязывают ими чрез плечо друг друга; невеста перевязывает в это время руку жениха платком, который также подносится матерью на тарелке. Непосредственно за сим отец и мать благословляют иконою дочь и будущего жениха, которые при этом кланяются им в ноги три раза и затем получают поздравления и  пожелания счастливой жизни от присутствующих гостей. Этим оканчивается церемония дачи рушников

Свадьба не откладывается надолго, бывает или в день бракосочетания или через неделю после него. После бракосочетания до свадьбы жених и невеста живут отдельно, в домах своих родителей. Накануне свадьбы жених ходит или ездит верхом на лошади в сопровождении «бояр», товарищей по станице и приглашает родных и знакомых от-

--(706)--

 себя и от имени родителей на свадьбу,  невеста тоже самое делает с подругами. В последнее время этот обычай совершенно игнорировался, особенно со стороны жениха жених ходит молча, тогда как подруги невесты сопровождают ее с пением свадебных песен. Невеста убирает в время голову венком цветами и яркими лентами; при встрече с кем либо три раза кланяется в пояс и получает пожелание на богатую , счастливую и долгоголетнюю жизнь. Лица, приглашаемые на свадьбу в качестве гостей, одаряются со стороны невесты «шишками» (род небольших хлебцев). Вечером, накануне свадьбы,  в доме невесты устраивается вечеринка, куда некоторые приглашают и музыкантов (скрипка, бубен); молодежь танцует, поет, играет; пожилые беседуют и угощаются водкою*. После ужина молодые люди расходятся, а пожилые остаются и продолжают; веселиться далеко за полночь.

Свадьба назначается обыкновенно в праздничный день; новобрачные, выслушав вместе литургию расходятся по домам, где и обедают со своими боярами и дружками. После обеда сваха прикалывает к шапкам бояр цветы или красные ленты, за что и получает от них незначительную, от 5до 10 коп. плату. «Дружко» - мужчина средних лет, это в роде свадебного распорядителя берет жениха за руку, ведет на двор, где стоит уже покрытая скатертью "дижа» (квашня для закваски хлеба) - символ полного счастья и обеспеченной жизни в будущем - и обводит вокруг нее три раза, причем мать осыпает сына каким ни будь хлебным зерном, хмелем, реже деньгами. После этого жених в со- провождении дружка, бояр, старост и свахи: отправляется в дом невесты, отец и мать которой встречают его на дворе с хлебом, солью и иконою, вводят в дом и усаживают за стол вместе с невестою. Свадьба начинается пение, музыка, пляска, иногда стрельба из оружия, угощения,

--(707)--

 говор, шум и проч; --все это сливается вместе и продолжается иногда до рассвета. Если жених  берет невесту в свой дом, то недолго остается в доме тестя, а вместе с свадебными гостями, при соблюдении разного рода церемоний и обрядов, переходит в свой дѳм. На другой день свадебные гости вновь собираются и продолжают веселиться. В это же время обыкновенно жених и невеста подносят им не дорогие подарки (платки, платье и проч.) и получают взамен более ценные: им дарят домашних животных, мелких и крупных, деньги, предметы домашнего хозяйства и проч. Все это поступает в полное распоряжение новобрачных и представляет им, кроме отделяемых родителями с обеих сторон, средства, при помощи которых они устраивают свое молодое домашнее хозяйство. Свадебные подарки бывают иногда настолько велики, что окупают все расходы по свадьбе.

Нельзя не упомянуть здесь об одном, крайне оскорбляющем нравственное чувство человека и представляющем верх неприличия, дикости, обычай , без которого редкая свадьба обходится. Мы говорим об обыкновении узнавать, «честна» или «не честна» невеста. Беда, если невеста до замужества потеряла свою девственность, или сошлась с женихом раньше установленного обычаем времени. Свадьба неизбежно расстраивается и родители невесты подвергаются сильным нравственным оскорблениям: на них надевают конскую сбрую; сте-ны, дома , печь, пол обрызгивают грязью; портят, буравят потолок, стены, на полу роют ямы; жених и невеста молча выслушивают оскорбления, остроты. Положение невесты особенно печально: она презирается, а в будущем со сторо-ны мужа предстоят ежедневные оскорбления, побои, худая молва, которая часто делается известною и детям ее. Более благоразумные родители иногда этот последний свадебный обычай не делают общеизвестным, публичным, чему можно толь-

--(708)--

ко порадоваться и пожелать, чтобы он совершенно потерял свой прежний характер и обстановку.  При благополучном исходе свадьба часто продолжается в течении целой недели, причем, если отец жениха или невесты отказывает гостям в угощении , его сажают в уродливую специально приготовленную для этого  колесницу и везут в питейный дом «продавать»  получив полведра или ведро водки, гости отвозят его обратно в дом. Женщины иногда и мужчины, к концу свадьбы, когда заготовленные съестные припасы истощатся, наряжаются в изорванные, так называемые цыганские костюмы и бродят по домам, выпрашивая хлеб, масло, сало, мелкую домашнюю птицу и другие съестные припасы. Не считается в этом случае преступлением и стянуть,  что плохо лежит, причем это совершается на глазах хозяина, который вынуждается, в силу обычая.  молчать. Такие гости, подражая в своих приемах просить цыганам, в несколько раз бывают назойливее их; брань и крики на них не действуют, почему хозяин чтобы скорее выпроводить их со двора , по необходимости удовлетворяет все их выпрашивания. Отказ со стороны скупого хозяина может только повести к тому, что гости, пользуясь своею численностью и руководясь обычаем, возьмут сами все, что им требуется, и притом в больших размерах. Свадебные припасы дают возможность продлить свадебное пиршество. Свадьбы обходятся дорого;  главный крупный расход падает на напитки; водки выпивается на бедной свадьбе от 3 до 10 ведер, а на богатой от 5 до 20 и более. Если принять во внимание плату (от 5 до 25 и 50  руб.) духовенству за совершение бракосочетания и другие  расходы, то свадьба обходится бедняку до 50, руб., а богатому от 100 до 300 руб. При этом не идут в счет съестные припасы, потребляемые на свадьбах, как не купленные, свои до- машиие, а имеется в виду один  денежный расход. Если же

                                                                       --(709)--

 переложить на деньги и съестные припасы, то свадебный расход нужно почти удвоить.

Народная медицина. Считая болезни в большинстве случаев наказанием, посылаемым Богом за греховную жизнь, население Троицкой станицы, обращаясь к Богу с молитвою и помощи, не уклоняется и от помощи медика, к которому относится доверчиво, видя в нем человека специально знакомого с характером болезней и способом их лечения. Не пренебрегают также, а в иных случаях и предпочитают медицинской помощи, те простые выработанные в течении вековых опытов, средства, которые вообще в ходу между чер- норабочим русским населением. Что касается знахарей и знахарок, так распространенных между простым классом других мест и занимающихся нашептыванием, то в этом отношении Троицкое население стоит выше: оно не верит такого рода способам и средствам лечения, обыкновенно выражаясь при этом, что такими лекарствами только «морочат простаков» разного рода лица, любящие легко, на чужой счет  пожить, эксплоатируя* невежественную массу.

Грамотность и школа. Не смотря на то, что школа существует в станице с 1868 г., процент грамотных мал, и самая необходимость и пригодность в жизни грамотности подвергается еще большому сомнению. Грамота за плугом не станет ходит и не поможет в других сельских работах, говорят обыкновенно станичники, и на этом основании не охотно посылают своих детей в школу, откуда, едва выучив их с грехом пополам прочесть печатное и подписать каракульками* свое имя и фамилию, спешат взять и употреблять в дело, научить ведению хозяйства. Следствием этого и бывает то, что мальчик к тому времени, как сделается взрослым, забывает и то немногое что дала ему школа, и остается навсегда малограмотным недоучкою. Девочек

--(710)--

 почти совершенно не считают нужным посылать в школу, опять таки руководствуясь тем взглядом, что девочкам уже положительно грамотность ни к чему непригодна, пожалуй даже вредна и, во всяком случае, не стоит того, чтобы для нее затрачивать время, которое можно употребить на приобретение более производительных, нужных в обыденной жизни знаний и сведений.

Такой взгляд на грамотность и школу прямо вытекает из тех условий, в каких она по настоящее время находилась, и той осязательной пользы, какую принесла местному населению. Требуя для своего содержания значительных материальных расходов, она давала населению взамен слишком мало. Как ни мал, ограничен курс учения сельских школ, он, во всяком случае, был бы оценен населением по достоинству, если бы лица, непосредственно руководяще школьным обучением, стояли на высоте своего назначения. В Троицкой станичной школе, с самого основания ее и до настоящего (1880 г.) времени, состоит преподавателем отставной из солдат фейерверкер, получивший свое специальное образование в Тифлисской артиллерийской школе. Понятно, что влияние его, как учителя, на население слишком ничтожно, и плоды его учительской деятельности не только не могут способствовать перемене взглядов населения на грамотность, а скорее могут укрепить их веру в бесполезность его. Учитель не знаком с современными приемами преподавания и методом обучения, хотя и слыхал о них, а потому практикует их совместно с устарелыми, обременяя этом детей и заглушая в них охоту к обучению и естественную любознательность. Школа положительно нуждается в способном энергичном наставнике, который 6ы мог на практике показать населению ее пригодность и необходимость в жизни грамотности Правда и теперь некоторые родители желали бы обучить своих детей более основательно, но высшим идеалом школьного обучения все таки счи-

--(711)--

тают ту ступень развития, которая, дает возможность занять впоследствии должность писаря при станичном правлении или другом каком-либо правительственном учреждении. Дальше этого никто не простирает своих видов, да и не знает, что школа есть преддверие, первая ступень на том пути, который ведет к среднему и высшему образованию, а вместе с ними и лучшей жизни.

 Детей начинают посылать в школу с 9, лет, а на 10--12 году берут на всегда. В школе обучают читать, писать, первым четырём действиям арифметики и кое чему из закона Божия. Ремеслам никаким не обучают. Со- держание школы обходится обществу ежегодно в 30 руб.; сначала она помещалась в тесном, а в настоящее время в общественном, о двух комнатах, доме. Занятие обыкновенно начинается по окончании полевых работ, с Сентября, а оканчивается в Мае. При школе есть библиотека, состоящая из 97 названий разного содержания, книг.

Хозяйственный быт.

Земледелие. Юртовой надел, как сказано уже выше, состоит из 16/т. дес.,из числа которых лугами и сенокосами занято 5,100 и пашнями 2,500 дес.; дворовые усадьбы, огороды, леса занимают около 500 дес.; остальные 8,000 дес. представляют неудобную землю, подвергающуюся ежегодным разливам рек и частью занятую лиманами и болотами. В районе юртовой земли находится и церковная, в количестве 99 дес, и три офицерских участка, каждый в 200 дес. Кое-где по юрту разбросаны хутора, принадлежащие жителям станицы, казакам; поселение их вызвано необходимостью: незначительные по величине возвышения площади, часто встречающиеся в районе юртового довольствия, представляя удобные для земледелия местности, имеют то существенное неудобство,

--(712)--

что в весеннее и осеннее время, когда именно приготовляются под посев нивы, они бывают недоступны, так как низменности, окружающие их, затапливаются разливами рек. Пока пахотной земли было достаточно то такого рода возвышенности не имели особенной ценности, но с того времени как население почувствовало недостаток в пахотных и се- нокосных полях, многие из жителей предпочли селиться хуторами на возвышенностях, чтобы иметь возможность в свое время пользоваться ими, хотя бы. и с риском быть отделенным от остального мира в течении нескольких месяцев.

Душевой надел, в количестве 17 Дес., первоначально был рассчитан на 517 душ станичного населения 1867 г. В первое время он был вполне достаточен, но с увеличением населения и, главным образом, с ежегодно повторяющимся разлитием Кубани и других речек, следствием чего многие земли, прежде занятые пашнями, залиты водою и нѳгодны к земледелию, недостаток удобных земель оказывается очень ощутительно и в ближайшем будущем грозит подорвать экономическую состоятельность станичного казачьего населения. Две десятины?(выдел.ред) пахотной земли, которые приходятся в настоящее время на жителя, при тех значительных и разнородных повинностях, какие лежат тяжелым бременем на казачьем населении, не могут дать и половины нужных для казака средств. Нет у станицы и удобной выгонной земли: плавни заменяют здесь выгоны. Войсковое начальство, имея все это в виду, представило станичному населению временное право пользоваться войсковою запасною землею, в количеств 1700 десятин, находящеюся при Красном лесе. Этим недостаток удобной земли не искупается, а так как земля эта дана только во временное пользование, то ее нельзя иметь в виду, разсматривая земледельческий быт станичного населения. Земледельческие орудия, употребляемые населением  Троиц-

--(713)--

кой станицы, т же самые, какими работают и обыватели старых, бывшей Черномории, станиц: усовершенствованных орудий разного рода или совсем нет, или же весьма мало. Только несколько так называемых «немецких плугов» являются представителями усовершенствованных орудий и выразителями той ступени прогрессивного движения земледелия, какой оно достигло в настоящее время. Громадное большинство Троицких казаков - землевладельцев пашет тяжелыми,  в 3 — 5 пар волов, плугами-сабанами: для распашки целины, т. е. земли, по которой не ходил еще плуг, впрягают не менее 4 — 5 пар сильных волов, при трех работниках: двух взрослых и одном подростке; для поднятия прежде паханной земли требуется только 2 — 3 пары волов и два работника. На вспашку десятины первого рода земли истрачивается два дня, а второго — день с третью ; платили за распашку десятины от 6 и до 10 руб. Под озимый хлеб обыкновѳнно пашут в Августе, Сентябре и начале Октября, а под яровой в Марте и Апреле. Вспаханная земля не разрыхляется в достаточной мере; нивы, за редкими исключениями, не очищаются от сорных трав, и часто можно видеть хлебную ниву, совершенно заглушенную сорными растениями. Вообщё, что касается ухода за нивами, то в этом отношении наши казаки недалеко ушли от своих отцов; которые, при громадном количестве пустопорожних земель, не щадили своих пахотных полей и, благодаря плодородию земли, вели свое земледелие кое-как. Пахотные поля не удобряются, и, под посев какого бы то ни было хлеба, нива вспахивается только один раз; но, не смотря на то, что на одной и той-же десятине сеется один род хлеба кряду несколько, часто до десяти лет, урожай постоянно бывает удовлетворительный.

Боронят засеянные нивы боронами обыкновенного устройства : пять продольных в полтора вершка брусков с деревянными, реже железными, зубьями, числом до 20 на, каждом

--(714)--

 бруске, связываются между собою несколькими поперечными в полвершка брусками; крайние, продольные имеют форму санных полозьев. Заборонить  десятину возможно в пол дня при одной паре волов и рабочем.

Богатые хозяева в прежние годы засевали разного рода хлебом до 20 десятин, хозяева с средним достатком до десяти, а бедные от двух до пяти; в последнее время размеры пахотных полей уменьшились, в два —- три раза. Есть, впрочем, и теперь еще хозяева, занимающие от 10 до 20 дес., и вообще занимающиеся земледелием в больших относительно размерах, но они представляют, единичные исключения. Большинство-же и значительное, запахивает две-три десятины. Не имеющие своего плуга, т. е. 3 — 5 пар волов, спргаются* с таковыми-же соседями. Спрядка* состоит в том, что три-четыре хозяина, имеющие по одной только паре волов, пашут одним плугом поочередно , и пропорционально количеству животных и рабочих отдельного хозяина. Уборка хлеба производится своими средствами, каждым земледельцем отдельно; жнут хлеб редко, а предпочитают скашивать, так как, при дороговизне рабочих рук, жать посевы убыточно; сжать, связать в снопы и сложить в копны десятину озимого один рабочий может в течении 10 дней, а при косьбе употребляется 3 - 4 дня;  рабочим в такое время платится от 1 руб. до 1 руб. 50 коп. мужчине и от 50 коп. до 1 руб. женщине.

Для обсеменения, одной десятины требуется озимого хлеба, ярового и ржи 8 мер или пудов овса — 10, гороху проса, льна и кукурузы до двух мер. Один рабочий засеивает десятину в четыре часа. Озимые и яровые посевы всходят чрез 4—5 дней и цветут или в начале Мая, или в начале Июня; снимаются озимые в средних числах Июня, а яровые в начале Июля. Позже всех снимается просо, лен и кукуруза, раньше других - рожь посеянная осенью. Рост

--(715)—

ржи доходит до 2,5 аршин, пшеницы до двух, а ячменя и проса до одного аршина. Колос ржи дает до 30 зерен, пшеницы до 20, овса до 40, а ячменя до 15 зерен; семь мер обмолоченной (с половой) пшеницы дают одну меру чистго зерна а ржи две меры. Молотят хлеб в большинстве на полях и там же оставляют на зиму необмолоченный еще хлеб в стогах и скирдах. Молотьба начинается в Августе и конце Июля и оканчивается в Сентябре; молотят каменными катками лошадьми и быками, запряженными в повозки. Одноконною подводою успевают в день обмолотить восьмую часть снятого с десятины посева. При молотьбе мужчине-работнику платят 50 коп., а женщине 40 коп.в день.

Занятие хлебопашеством, при постоянно - удовлетворительных урожаях, дающих до 60 мер чистого зерна на десятину, вообще приносит хороший доход населению, хотя вполне по недостатку земли, и не обеспечивает продоволь- ственных его средств. Многие  отправляются в старые станицы и берут там с известной части (две или три меры зерна в пользу хозяина посевов, а третья или четвертая в пользу рабочего) убирать хлебные посевы; другие прикупают часть хлеба к своим запасам.

Чтобы судить о том,  насколько выгодно занятие хлебопашеством, приводим следующий рассечет: полагая , что  один человек может вспахать, засеять и заборонить десятину в течении шести дней, а сжать, смолотить, провеять и убрать в амбар в 20 дней, мы получим 26 рабочих дней одного человека на десятину посева озимого или ярового. Работа эта не может обходиться без рабочих животных.  Для вспашки и боронения десятины требуется  20 рабочих  дней одной пары волов, а  для молотьбы и пр. 18, или в общем 38 рабочих дней пары волов на десятину. Не ошибаясь, можно принять 70 к. для рабочего как общую суточную плату, тем более, что некоторые работы исполняются женщинами и

--(716)--

 даже детьми подростками; ценность рабочего дня быков можно определить в 40 коп.. Таким образом мы получаем общую ценность обработки одной десятины в 33 р. Десятина, при среднем урожае, дает 80 мер или 96 пудов чистого зерна на сумму по местным средним ценам 96 руб., а за вычетом 8 пудов, затраченных при посеве, н 31 руб, составляющих расход в виде труда рабочего человека и быков по обработке одной десятины, 54 пудов или 55 руб. чистой прибыли. К этому нужно еще присовокупить солому и полову, которые также имеют ценность. Первая служит кормом для гулевого* скота в суровое время, подстилкою* для него, иногда и материалом для крыши дворовых построек, вторая также идет в дело: ею кормят с примесью других материалов, домашних свиней; она же служит необходимым материалом при выделке саману. Эти продукты можно оценить в 3 руб. В общем, таким образом  земледелец  получает с одной десятины посевов не менее 60 руб. чистого дохода. Чистая прибыль одной десятины снятого хлеба обеспечивает уже, полагая на одного взрослого человека по 2,5, четверти, продовольствие двух человек в течении всего года, а весь вообще снятый с десятины хлеб дает продовольствие трем взрослых и двум подросткам. Если мы примем, таким образом, три десятины за среднюю величину запашек каждого отдельного хозяина, то увидим, что он, сверх соломы и половы, дадут ему 288 пудов чистого зерна или на деньги 288, руб. Отделив 24 меры в возврат употребленных на обсеменение и 93 на покрытие затрачиваемых земледельцем личным своим трудом и работы домашнего скота, получаем 171: пуд чистой прибыли, которою могут прокормиться в течении года четыре взрослых человека.

1 мера весит 1 пуд |(так в тексте. Ред.)

--(717)—

три подростка. Расчисление* это, конечно приблизительное: в действительности оно может значительно увеличиваться и уменьшаться, сообразно тем разнообразным условиям, какие на степень урожая, ценности рабочих рук при уборке. и др. Здесь только указан minimum того что получает хозяин от земледелия.

Кром обработки пшеницы и ржи, население Троицкой станицы возделывает волокнистые, масленичные и другие виды хлебных растений. Лен и коноплю сеют в незначительных размерах, главным образом, как хорошее и необходимое подспорье в домашнем хозяйстве. В продажу эти продукты  не поступают.

Табаководство. В последнее время в сельском хозяйств появилась новая отрасль промышленности, с избытком оплачивающих труд земледельца — табаководство, о  размерах которого нельзя ничего определенного сказать, так как оно находится еще в зародыше, но может привиться и послужить источником материалах средств в будущем. Им могут заниматься только зажиточные хозяева, обладающие или  наличными рабочими силами в достаточном числе или деньгами. Обработка десятины обходится средним числом в 400  руб. и дает до 100 и более пудов табаку разного достоинства, поступающего в продажу от 6 до 18 руб. за пуд. На владельческом участке, прилегающем к юртовой земле, табаководство ведется с 1871 г., когда было засеяно 15 дес., в следующем, 1878 г., под табаком было уже 60, а в 1879 г. 70 дес. Слишком большие барыши, получаемые табаководами, увлекли в этом году многих малосостоятельных людей, которые имели неосторожность засеять больше, чем позволяли им средства, количество десятин, для чего потребовалась масса рабочих рук  цена которых значительно поднялась; убрать посевы могли только люди, обладавшие хорошими денежными средствами, другие же вынуждены

--(718)--

 были продать свои посевы на корню и при том по цене не окупающим затрат на уборку. Наступивший затем кризис повел к значительном сокращению размеров табаководства. Так в 1880г. под табаком было только З3 дес.

Огородничество не составляет  отдельного, самостоятельного промысла станичного населения: им  занимаются только в размерах, потребных для домашнего обихода. В таком же положении находится и садоводство. Правда, почти при каждом доме можно видеть садик, состоящий из плодовых де- ревьев: вишен, слив, яблонь и проч. но садики эти занимают тесный уголок двора и при урожае дают плоды в количестве не большем, чем требуется для семейства. При лучших обстоятельствах садоводство  могло бы привиться, так как обыватели станицы имеют склонность и охоту к нему, но развитию его мешают все тот же недостаток земли и ежегодное разлитие рек.

Пчеловодство. Пчеловодство составляет промысл отдельных 18 семейств. Самый богатый пчеловод имеет до 100 ульев, а самый бедный только 5. У всех 18 пчеловодов насчитывается до 450ульев. Пасеки устраиваются при домах и в степи, при пашнях и сенокосах. Пчелы мелкие, бурого цвета; роятся они хорошо. Ульи первобытного устройства: пустая внутри колода, с крышкою вверху  отверстие внизу с боковой  стороны на четверть аршина от земли, от- куда и куда влетают пчелы. Выставляются ульи на пасеках к 25 Марта, вырезка сотов производится в Июле, а убираются ульи в погреба в конце Октября. Мед и воск идут для местного потребления, излишек  же этих продуктов поступает в продажу.

Лесоводство. В юрте Троицкой станицы есть лес, о котором сказано было в начале, и отдельно разбросанные кустарник. Лес дает хороший материал для отопления жи-

--(719)--

лищ, но не годен для построек: такой материал приобретается покупкою на лесных дачах ближайших станиц. Лес находится в безраздельном пользовании всех жителей: каждый заготовляет себе дров столько, сколько требуется ему, дрова в продажу не вывозятся. Так как лес окружен водою и доступ к нему возможен только тогда, когда окружающие его лиманы и болота замерзают  что бывает редко и лед покрывает их непродолжительное время, то эти условия и спасают его от быстрого истребления.

Луговодство. Из 12 тысяч десятин луговой, земли принадлежащей обществу Троицкой ст., только 5,000. занято сенокосами, остальные залиты водою. Сенокосы разбросаны по всему юртовому довольствию и находятся в безраздельном пользовании населения: каждый снимает столько травы, сколько требуется ему для прокормления домашних животных. Покос начинается в конце Мая и продолжается целый месяц; косарю платят в день на хозяйских харчах от 1 рубля до 1руб. 50 в., гребцу от 40. до 70 коп., а метальщику, копен 1руб. В урожайный год с десятины снимается до 20, а в неурожайный до 12 коп. сена; скашивает десятину один рабочий в 2,5 дня — и в два дня женщина может сгресть* скошенное и сложить в копны. Принимая высшую цену коса- ря день — 1. руб. 50 коп. и гребца в 70 к. и полагая. стоимость продовольствия их в 1 руб; за все время, мы увидим. что десятина снятого сена обойдется хозяину в 6 руб. 15 к. а десятипудовая копна в 33 коп. Стога мечутся не- одинаковых размеров, большею частию* в 20 десятипудовых копен; такой стог продается по 20 руб., давая земледельцу около 14 руб. чистой пользы. Сено в редких случаях оставляется в степи на зимнее время: большею частью его сво- зят ко дворам в станицу. Вследствие благоприятных климатических условий, урожай трав постоянный - но качество их низко: травы болотистые, с большим, до 0,5 количе-

— ( 720 ) —

ством таких растений, которые не могут служить пищей для домашнего скота. Болотистые травы достигают роста в аршин и более. В последнее время население Троицкой станицы снимало сена до 181т: пудов, что дает почти 60   пудов для каждой головы домашних животных, число которых в станице равно 3064.

Скотоводство: Общее количество скота в станице простирается до 3639 штук, в том числе лошадей 360, рогатого скота 1621, овец и коз 1183 и 575 свиней. Рогатый скот, разводимый жителями принадлежит к Черноморской породе и отличается средним ростом, довольно красивым и сильным сложением, серой мастью. Отдельных гуртов, которые бы продавались на убой, никто из жителей не имеет: домашние животные разводятся, главным образом, как рабочая в сельском хозяйстве сила и подспорье в домашнем быту. Продукты от скотоводства идут на потребности домашние, и только в незначительном количеств вывозятся на рынки Крымской станицы и г. Новоросийска.  Цена хорошему рабочему быку 60 руб., среднего достоинства 40 и плохого 20 руб., а коровам 40, 30 и 20 руб.; корова среднего достоинства дает в сутки полведра молока. Телята в продажу не поступают. Воловая* кожа продается по 12, а коровья по 7 руб. Содержание быка обходится в 15, а коровы в 10 руб. Летом весь скот находится на подножном корму; зимою в загонах на сене. В бесснежные, слабые зимы гулевой* скот почти круглый год питается  подножным кормом. До 1877 г, население занималось скотоводством в больших размерах , но наводнения последних годов, неурожай в 1877 г., когда население вынуждено  было сбывать скот, чтобы на вырученные деньги купить хлеб. и падеж в 1879 г., когда кровавая моча в течении одного месяца унесла до 600 голов, сильно повлияли на размеры скотоводства Размеры эти не обещают и в будущем увеличится если

--(721)--

только луговые поля не перестанут подвергаться ежегодным разлитиям Кубани и других горных рек. Лошади, упряжные и верховые, также черноморской породы: красивого сложения , рысистые, вороной и гнедой масти, среднего роста. Из 360 голов лошадей , имевшихся у населения в 1880 г., было 59 строевых, т. е. таких , на которых казаки отправляют службу. Лошадь в сельскохозяйственном быту ценится ниже рогатагѳ скота и имеется далеко не у всех жителей. Содержание ее обходится дороже, чем со- держание быка, именно 20 руб. рабочей и 15 строевой. И те другие покупаются населением на ярмарках окрестных станиц. Отдельных табунов нет. Конокрадство и скотокрадство пока находится в таких размерах, что ничего не остаётся желать в этом отношении: бывали годы, когда воровства совершенно не было, а в другие оно ограничивалось 4 штуками, как самым большим количеством уворованного. В 1879 г. украдено было только две лошади. Эпидемических болезней на лошадях не замечалось.

Овцеводством  население занимается в очень незначительных размерах: только 50 хозяев имеют овец и коз; самый богатый держит до 180 , а бедный до 5 штук. Овцы простой породы, с белою шерстью; дают вкусное мясо и много сала. Содержание овцы в год обходится не более одного рубля: только три — четыре месяца овцы продовольствуются запасным сеном, остальное время находятся на подножном корму. Овца дает в год от 8 до 10 фунтов шерсти, чем вполне обеспечиваются ее годовое содержание, так что приплод составляет чистый доход от овцеводства. Ценится шерсть от 4 до 8  руб. за пуд; покупается она мелкими скупщиками (шабаями). Шерсть отчасти идет для домашних потребностей: вяжут чулки, варежки и проч. Старые овцы продаются  мясникам Крымской станицы и г. Новороссийска но 4 руб., а однолетки по 2 руб. 50 коп.. Курней* на шапку

--(722)--

 покупают 2 руб. 50 коп., на шубу 2 руб., а овчинка от, 60 до 80 коп. за штуку. Овчины выделываются и в станице, выделкою же кож воловьих и других никто не занимается.

Что касается ухода за домашними животными, то нельзя не поставить в упрек казачьему населению его крайнюю небрежность и невнимание к удобствам помещения для рабочих и гулевых животных. Не смотря на то, что в окрестностях станицы, на лиманах, растет много камышу, не всякий хозяин обставляет им помещения для животных, чтобы защитить их сколько ни будь от сильного холода, дождя. вьюг; еще меньшее число хозяев додумывается до того, что делает навесы, где бы животные могли укрыться от непогоды. Не все также в загонах делают и ясли для сена: большинство разбрасывает его по грязному загону. Такой уход имеет обыкновенным следствием то,  чтѳ к началу весны животные слабеют, болеют и падают: В этом случае хозяева жалуются обыкновенно на суровость зимы, сваливают все на волю Божию, а на следующую зиму условия ухода и содержание животных не изменяются и не улучшаются.

Отчасти для своего продовольствия, отчасти для продажи население Троицкой станицы разводит и свиней простой породы. В большем или меньшем количестве имеет их каждый хозяин и непременно откармливает одного кабана на убой к большим праздникам, преимущественно рождествен- ским. Излишек получаемого сала и мяса продается или на месте, или в Крымской станице; за пуд сала платят 7, а за пуд мяса 3 руб. Приготовление окороков не знакомо населению, а колбасы, под названием «малороссийских» приготовляются: они представляют любимое кушанье у населения и по качеству своему и вкусу стоят далеко выше московских и, так называемых , немецких.

Помимо разведения животных станичное население разводит и домашних птиц; гусей, кур, уток и проч. Специ-

--(723)--

альное назначение птиц — служить пищею для семейства, хотя иные продают их на базарах. Пара живых гусей про- дается по 1 руб., уток и курей по 50 коп. Яйца куриные можно летом купить по 1 руб. за сотню, а зимою по 2 руб. перья и пух редко поступают в продажу, чаще всего они служат материалом для набивки подушек, которые обыкно- венно заготовляются в большом количестве дочерям в приданое при выходе их в замужество. Разведение гусей предпочитается разведению других птиц на том основании, что они требуют меньше корму и в тоже время, благодаря окру- жающим водам, разводятся с меньшим трудом и заботами.      

 Содержание казачьего семейства. Казачье население Троицкой станицы, как и других, черпает необходимые для себя средства из двух рассмотренных нами отраслей сельской промышленности: земледелия и скотоводства. Нужно ли снарядить сына для службы, выдать в замужество дочь, требуются ли другие более или менее крупные расходы, казак или опоражнивает закрома с хлебом или ведет на ближайшую ярмарку излишнюю корову, лошадь, овцу и проч., обменивая их на деньги, необходимые ему для покрытия данного расхода. От снаряжения сына на службу и от других крупных непредвиденных расходов благосостояние семьи несколько подрывается, но год-два урожайных, счастливых и казак становится, как говорится, на ноги.  В большинстве казачьи семьи, вследствие ранних разделов, количеством не превышают пяти душ; отца с матерью, вполне снаряженного для службы сына, дочери 13 — 17 лет и сына мальчика. Для годового прокормления такого семейства требуется хлеба 105 пудов на сумму 105 руб., полагая для взрослого 25 пуд. в год, а для малолетка 15 пудов. Приварочных денег но 5 коп. на душу, 25 коп. в день на семью или 90 руб. в год. Таким образом, семья на годовое прокормление свое тратит сумму около 200 руб.

--(723)--

На половину меньшая сумма требуется для одежи. Казак, однажды приобрёв* себе черкеску, ценою в 12 руб., полушубок в 8, бешмет в 5, чекмень в 6, жилет в 2, бурку в 6, суконные шаровары в 5, папаху в 3 и картуз в 1 руб. 50 коп., старается проносить их не менее пяти лет, почему верхняя одежда его, обходясь, в общем, в 50 руб., в год требует около 10 руб. Кроме этого на зимнее время приготовляется из толстого серого сукна свитка (армяк), ценою в 6 руб., изнашивается три холщевых на 2 руб. 40 коп. рубах, трое на 2 руб. 10 коп. портков, четыре пары, две зимних суконных и две летних холщевых, портянок, на сумму 1 руб. 20 коп. итри пары сапог, каждая в 3 руб. Таким образом взрослый мужчина изнашивает в год одежды на 31 руб.

Малолетний изнашивает в год две рубахи и двое портов на 3 руб. 20 коп., ситцевый балахон летом в 1 руб.. зимою старую шубенку в 2 руб., шапку в 50 коп., вартуз в 60 коп., пару сапог в 2 руб. и две пары башмаков      на 1 руб. 70 коп., в общем на 11 руб. сер. Женщина изнашивает в год три рубахи на 3 руб 30 коп., две юбки на 3 руб. кофту в 1 руб., три головных платка: два летних на 50 коп. и зимний в 1 руб.  50 коп., пальто на вате в 6 руб. и овчинную шубу въ 12 руб., две пары чулок на 1руб., полусапожки в 3руб. и башмаки в 1 руб.; шуба и пальто носится не менее трех лет. В общем взрослая женщина изнашивает в год одежи* на 20 руб., а девочка на 7 руб. Таким образом одежа семьи, состоящей из пяти душ, требует в год суммы 100 руб. Весь материал для одежи приобретается покупкою, так как немногие женщины ткут для белья холст и прядут шерсть для чулок.

Кроме содержания семьи пищею и одеждою, казак в то же время должен содержать и домашних животных, несет

--(725)--

разные денежные и натуральные повинности, ремонтирует зе мелельческие орудия и жилища. Так, на отопление жилища он истрачивает около 2.5 руб. Отапливает он хату дровами, камышом, кизяками, которые не покупает, а изготовляет сам, почему этот расход мы и не будем относить к числу денежных. Освещают - же дома казаки салом и свечами, которые приобретаются покупкою; в год на освещение расходуется не менее 5 руб.

На ремонт земледельческих орудий, жилых зданий и дворовых служб казак среднего состояния затрачивает в год около 10 руб. На ремонт повозок, покупку дегтю, веревок, ремонтировку конской сбруи и проч, также необходимое не менее 15 — 20 руб. Расход на церковный причт 5 руб., прочие разных видов расходы 10 руб. Снаряжение сына на службу обходится от 150 до 200 руб. и более.

Таким образом, если мы исключим расходы по снаряжению сына в строевую службу и возьмем все остальные расходы, то увидим, что содержание казачьего семейства, состоящего из пяти душ, обходится в год 350 руб. Такая сумма представляет minimum того, что тратит обыкновенно казачья семья. В большинстве сумма эта удваивается. Средства для покрытия таких расходов берутся, как сказано уже, из земледелия и скотоводства. Кроме того, некоторая сумма выручается от продажи продуктов скотоводства, ягниц, свиней и проч.; дрова, кизяки, камыш, вывозимые жителями на базары соседней Крымской станицы, служат также подспорьем в домашних обыденных.

 Благодаря всему этому, казачья семья может затрачивает на свое содержание среднюю сумму в 500 руб. и жить безбедно. Зажиточные хозяева в счастливые годы делают еще и сбережения "про черный день»

Промыслы. Промышленная деятельность, если не считать охоты на диких зверей и птиц, не имеет места среди населения Троицкой станицы. Казак — преимущественно земледелец

--( 726 )--

 или скотовод, все-же другие виды обрабатывающей  и добывающей промышленности не в его характере, привычек, условиях жизни и местности. Нельзя сказать, чтобы его родина не имела тех условий, при которых кустарные промыслы могли-бы развиваться, — нет, условий, благоприятствующих таким промыслам, много, но  казак не имеет пока нужды прибегать к ним: земледелие и скотоводство дают ему до статочно средств к жизни. Охотою на диких зверей и птиц он не брезгает, с одной стороны, в силу своего уменья владеть ружьем, а с другой, к этому он вынуждается необходимостью: дикие звери часто наносят большой вред домашним животным, а птица опустошает посевы.

При населении станицы в окрестностях водилось много диких животных и птиц, как то: диких свиней, волков, коз, оленей, фазанов, куропаток и проч.; в настоящее время их далеко меньше: звери откочевали в горы, благодаря тому, что многие места, где прежде росли громадные бурьяны, травы, ежегодно выжигались и потом заняты были населением под к пашни и сенокосы. Тем не менее, и в настоящее еще время охота на диких животных и птиц дает охотнику хороший заработок. Охота производится, так сказать, между делом, в свободное. от полевых и домашних работ время, и не составляет особой привилегии и специального занятия отдельных лиц. Охотятся на волков, лисиц, куниц, диких свиней, коз, зайцев, оленей, а из птиц на лебедей, гусей, разных пород уток, фазанов, куропаток и проч. Кроме огнестрельного, ловушки, для ловли диких животных,  употребляют приманки, разные ловушки. Кожи и меха убитых животных продаются или местным торговцам, или торговцам Крымской станицы, по следующим ценам: лисий — 2 руб., куний — 4 руб, волчий—2 руб., дикой козы 50 коп., заячий 10 коп., кожа оленя ценится в 3 руб. Мясо диких коз. свиней, оленей, зайцев частию* потребляется самыми охотниками,

--(727)--

 частью продается на сторону по ценам от 2 до 1 руб. за пуд. Хороший охотник, охотясь только в зимнее времена*, диких животных, зарабатывает от 25 до 75 руб. Охота на птиц дает от 10 до 25 руб. заработку, не считая тех птиц, мясо которых потребляется самым охотником.

Большое количество вод в окрестностях станицы, лиманов, болот и плавней представляют слишком привольные места для водяных птиц, которые действительно водятся здесь в огромном количестве. Убитая птица, как излишек от собственного потребления, продается по ценам: лебедь по 1 руб., гусь по 40 коп., утка от 10 до 20 коп., смотря по величине.

Помимо охоты некоторые занимаются и рыболовством, ставят коты, вентери, сети. Сазан, карась, лещ щука, окунь и проч. ловятся в таком количестве, что рыболов имеет возможность продать лишнюю сотню их на базарах Крымской и Славянской станиц.

 Зажиточные хозяева имеют мукомольные мельницы, дающие от 200 до 400 руб. и более ежегодного дохода, требуя для ремонтировки ежегодно от 50 до 100 руб. В станице всех ветряных мельниц девять и одна водяная; последняя построена в неудобном месте, а потому и не работает. Постройка ветряной мельницы обходится от 800 до 1000 руб.; конструкция мельниц простая, обыкновенная в крае; жернова приготовляются из местного камня, который ломается в горах и стоит 80 руб. за пару. Мельницы работают главным образом весною и осенью; в остальное время мало, так как реже дую ветры. За помол берется 10% с пуда или мешка. Мука, приготовляется простая, служащая обыкновенно для потребляемого населением хлеба.

 Обработкою прядильных и маслянистых веществ население занимается в таких незначительных размерах, что

--(728)--

 продуктов их далеко не хватает для домашнего обихода отдельным хозяевам.

Торговля незначительна: годовые обороты трех торговцев, двух мещан иногородних и одного местного казака, не превышают 10,000 руб. Лавочники не ограничиваются ролью продавцов своих товаров, но иногда скупают у жи- телей, пользуясь затруднительными обстоятельствами отдельных хозяев, продукты их сельской промышленности и потом перепродают их с хорошею для себя выгодою более крупным городским торговцам и промышленникам. Ярмарок и базаров в станице нет.

Общественные денежные источники. Для покрытия текущих общественных расходов, станичное население не несет никаких денежных налогов, имея следующие источники: сбор за усадебные места с иногородних, имеющих оседлость в станице лиц, сбор с проезжающих чрез паром на реке Кубани — самая главная статья дохода, — плата за наем вод для рыболовства, прогоны, взимаемые с проезжающих на обывательских лошадях, штрафные деньги, взыскиваемые по решению станичного суда, и часть арендной платы, вносимой содержателем питейного заведения за право или, вернее, на монополию иметь в станице кабак; деньги такого рода записываются на приход обыкновенно под другими видами дохода. Поступающие суммы записываются на приход в установленную для этого книгу и потом, согласно ежегодно составляемой смете, расходуются по мере надобности. Из этих сумм содержится станичная школа, платится жалованье учителю, должностным лицам станицы, содержится обывательская тройка, нанимается квартира для лиц проезжающих по казенной надобности, ремонтируются общественные здания и производятся другие мелочные общественные расходы. Должностные лица получают следующее жалованье: станичный

--(729)--

атаман — 200 руб., два его помощника и казначей по 30 руб.. станичный писарь -  300 руб. и учитель 150 руб. На содержание школы затрачивается ежегодно 50 руб., а станичного управления с канцелярией 200 руб.

Натуральные налоги и повинности. Казачье население несет много разнообразных натуральных повинностей и налогов. Главная — отправление военной службы. Отбывание ее, при настоящих сроках военной службы, не слишком обременяет население, но самое снаряжение к службе малолетка и потом содержание льготными казаками 1 и 2 разрядов строевой лошади, обмундирование слишком тяжелым бременем ложится на казачьи семьи.

В 1880 г. в станице считалось 100 человек в служебном, от 20 до 35 лет, возрасте. Из них на действительной служб состояло 10 человек, в 1 льготном комплекте 34 и во втором 54 человека; в нестроевых частях первого комплекта находилось два человека (станичный атаман и оспоприватель? (выдел. Ред) ). Кроме сего в неслужилом разряде числилось 41 человек, малолетков последнего призыва 14, внутренно-служащих 56 и отставных 116 человек. Содержание казаков, находящихся на действительной службе и на льготе, обходится население ежегодно в 10,000 руб. Льготные казаки первого и второго разрядов, находясь дома, обязываются иметь все обмундирование и строевую лошадь и в известное время вызываются в лагери* для практических служебных занятий. Казаки второго комплекта значительно меньшее время отвлекаются из дому для службы, чем казаки первого комплекта: в общем последние несут службу не менее четырех месяцев. Они еженедельно по очереди назначаются для конвоирования арестантов и других надобностей, чисто военного характера; назначается на неделю обыкновенно два очередных человека, но, смотря по надобности, привлекается к службе и более. На обязанности казаков второго комплекта лежат;

--(730)--

 дорожные разъезды для предупреждения и преследования воров, разбоев, грабежей и проч. Малолетки от 18 до 19 лет назначаются вестовыми к должностным лицам и исполняют обязанности рассыльных при станичном правлении. Внутренно-служащие* и неслужилого разряда казаки отбывают подводную повинность и в количестве девяти человек на каждую неделю назначаются на паромную переправу на р. Кубани; из них же назначается известное число для ночных в станице обходов и занятия караулов, в качестве прислуги при станичном правлении, пожарных инструментов и для развозки корреспонденции. 12человек отставных служат сторожами при церкви, отбывая эту повинность по недельно в количестве трех человек; отставные же несут и подводную повинность. Иногородние лица, имеющие в станице оседлость, по очереди  отбывают подводную и квартирную повинность; проживающее-же временно никаких повинностей не несут. Казаков неслужилого разряда, платящих войску деньги за освобождение от службы, в станице 41 человек. Из них два человека платят по 7 руб. в год, 15 по десяти, и 24 по пятнадцати руб.

Квартирную повинность несут все без исключения жители станицы, и только по принятому и установившемуся обычаю от нее освобождаются должностные лица. Для проезжающих по делам службы лиц, относящихся к уездной или областной администрации, станичное общество имеет постоян- ную квартиру, за которую уплачивает квартиро-содержателю*  60 руб. в год. Войска в станице не квартируют; только для этапных и других команд отводятся на ночлег квартиры. Квартирная повинность Троицких жителей вообще не  обременяет.

Исправное содержание мостов и дорог лежит на обязанности лиц неслужилого разряда, внутренно-служащих и отставных. В 1880 г. для дорожной повинности привлекалось 50 человек с таким-же количеством конных и воловых*

--(731)--

подвод. Дорога, идущая в ст. Крымскую, ежегодно ремонтируется, но тем не менее находится в совершенно неудовлетворительном состоянии, и езда по ней затруднительна.  Ежегодное разлитие реки, по берегу которой проложена дорога, препятствует приведению ее в удовлетворительное состояние. Другие дороги находятся в исправности.

Обществу Троицкой станицы принадлежит паромная чрез р. Кубань переправа, устроенная на двух плашкоутах, приводимых в действие канатом, переброшенным чрез реку. Она уступлена была войском станице в 1878 г. за 1800  руб. Для паромной переправы, как сказано выше, назначаются в качестве рабочих внутренно-служащие* и неслужилого разряда казаки.

Подводная повинность отбывается по очереди всеми жителями станицы, за исключением военно-служащих, престарелых и должностных лиц. Повинность эта сильно обременяет жителей, так как станица находится по тракту от г. Екатеринодара в г. Новороссийск, почему воинские, этапные и другие команды проходят чрез станицу весьма часто. В течении 1880 г. жители выставляли 180 подвод.

Обывательские тройки, в количестве трех, содержатся на счёт общества. Жалованье* ямщикам, покупка лошадей, ремонтировка сбруи и экипажей производится из общественных экономических сумм, а корм лошадям вносится жителями натурою. В 1880 г. было отпущено 72 тройки за прогоны и 96 без прогонов.

Натуральные повинности станичного населения в общем нельзя сказать, чтобы были легки: главная тяжесть их в том, что они не могут быть распределены с строгою равномерностью и отвлекают рабочие руки иногда в самое горячее для земледельца время. Если переложить их на денежные, то получится почтенная сумма в 5,000 руб., ежегодно отни-

--(732)--        

маемая у населения. Все-же вообще повинности берут у общества капитал в 17 т. р., что дает на каждого жителя  от 18 до 55 летнего возраста которых в

1880 году в станице считалось 329 человек, более 50 руб. в год 

               А.В. Липинский

 

От редактора: -- текст переведен и отредактирован с фотокопии Кубанского сборникаТ-1 1883г. размещённой на сайте http://kubangenealogy.ucoz.ru/index/0-7   При работе над текстом  сохранены речевые обороты, и слова, в настоящее время мало употребляемые, также сохранена пунктуация. Текст размещён постранично. Редактор пошёл на это сознательно что бы приблизить читателя к духу того времени. Слова и обороты, ныне не употребляемые, помечены* (звёздочкой). Редактор считает что  доступность настоящей работы более широкому кругу читателей поможет развеять «лубочно – ярмарочно – балаганный»  образ казаков формируемый в сознании  наших современников. Публикация даёт богатый материал для аналитической работы.

Текст отредактировал;  20 января 2014 г. Михаил Ященко  Serdyk2014@yandex.ru