Поддержите сайт: номер кошелька Яндекс-Деньги - 410011377083748

Апостолов Георгий Петрович, командир-подводник

Родился Георгий Апостолов в соседнем чер­номорском городе, в Керчи 19 сентября 1910 г. в семье мор­ского агента. В 1919 г. Апостоловы переехали в Анапу в свя­зи с переводом отца в агентство маленького городка, омываемо­го морем. Здесь отец Георгия за­нимался приемом и отправкой морских грузов и пассажиров.

    Время было тревожное и не совсем понятное - гражданская война, на город один за другим накатывали «шквалы»: то крас­ные, то белые, то опять красные...

    Учеба была прервана из-за гражданской войны. Только в 1924 г. Георгий продолжил занятия в школе II ступени. И, конечно, был пионером, комсо­мольцем, а закончив учебу, в 1928 г. пошел работать на самую что ни на есть морскую работу - матросом. В Анапе в ту пору в ОСВоде (Общество спасения на воде) име­лось свое парусно-моторное судно «Надежда», капитаном которого был анапчании Козбаненко. Вот на нем-то и прохо­дил будущий подводник свою выучку простым матросом. Хотя и здесь среди ребят он быстро стал считаться отмен­ным пловцом, да и среди город­ских футболистов был в числе лучших.

     По воспоминаниям родных, Георгий мечтал посвятить свою жизнь морю, морской службе. Стремление получить морское образование привело его в Ленин­град, где можно было заработать путевку в военное морское учи­лище. Конечно, все было не просто. Кто мог ждать его в Ле­нинграде, в чужом городе? На­дежда могла осуществиться толь­ко через путевку с места работы. Такой работой стало участие в строительстве электростанции, где он был чернорабочим. Мечта сбылась в феврале 1930 г. Комсомолия стройки дала ему направление в Военно-мор­ское училище им. Фрунзе.

     Служить Георгий Апостолов был направлен на Черное море, в Севастополь, где базировались подводные лодки. Службу на­чал в должности штурмана под­водной лодки Щ-202.

     В ноябре 1936 г. Г.П.Апо­столов продолжил учебу как слушатель командного отдела Учебного отряда подводного пла­вания им. Кирова. После учебы он возвратился на службу в должности помощника коман­дира и через два года стал   испол­ненять обязанности командира Щ-202. Война застала молодого офицера в Се­вастополе.

     В первый же месяц войны Г.П.Апостолов был назначен исполняющим обязанности ко­мандира подводной лодки Щ-215. Для моряков тип кораб­ля этого класса так же знаме­нит, как Т-34 для танкистов. О действиях «щук» складывали легенды, об их подвигах на Се­вере снят фильм «Командир счастливой «Щуки». О первых успехах на Черном море писа­ли журналисты и военные кор­респонденты в 1941 г.

     «Систематические поиски подводными лодками вражес­ких транспортов и потопление некоторых из них вызвали большую тревогу немецко-фа­шистского командования на Черном море. Противник вы­делил значительные силы для борьбы с нашими подводными лодками, до минимума сокра­тил свои морские перевозки, ис­пытывал чувство скованности в своих действиях» (Н. П. Выо-ненко. «Черноморский флот в Великой Отечественной вой­не». М., 1957 г., стр.33).

    Первый успех подводников Черноморского флота в 1941 г. связан с боевыми действи­ями экипажей «щук» - подводных лодок «Щ-211», «Щ-214» и «Щ-215», их командиров: капитан-лейте­нантов А. Д. Девятко, В. Я. Вла­сова и Г. П. Апостолова.

    Боевой счет был открыт на Черноморском флоте 15 авгус­та 1941 г., когда подводная лодка «Щ-2Н» потопила транспорт «Пелес» водоизме­щением 5708 тонн, «Щ-215» от­правила на дно другой транспорт во­доизмещением 4000 тонн.

    Биография двести пятнад­цатой и ее экипажа, которым командовал Г. П. Апостолов, на­чиналась именно летом 1941 г. Лодка успешно прошла всю войну, в числе ее боевых ко­мандиров был Герой Советско­го Союза капитан третьего ран­га М. В. Грешилов. 22 июня 1944г. лодка удостоена почет­ного наименования гвардей­ской. А первый подвиг экипаж совершил под командованием капитан-лейтенанта Апостолова, бывшего на ней команди­ром до 9 февраля 1942 г.

    В боевой аттестации на Г. П. Апостолова от 5 февраля 1942 г. значится: «Энергичен, решителен, сообразителен и смел. В сложной обстановке способен хладнокровно ориен­тироваться и правильно оце­нить ее. Маневрами корабля овладел отлично».

    За этими скупыми строчка­ми главное - они определили по сути то, что происходило в тот период. «Щука», потопив­шая транспорт, оказалась в кри­тическом положении. Против­ник, понеся большой урон, пред­принял массированное бомбо­метание в районе потопления транспорта, не давая уйти от­важной «Щуке». Нужны были колоссальная выдержка и ма­невр, и командир принял ре­шение лечь на дно и затаить­ся. Сколько времени придется лежать на дне, сколько време­ни может выдержать на дне подводный корабль - все это было на ответственности командира.

    Наконец, самолеты ушли, и уже в критическом ре­жиме нехватки кислорода ко­мандир отдает приказ к всплы­тию. Но лодка отказывается повиноваться, бегут неумолимые секунды, минуты, а корпус вздрагивает и замирает в бес­силии сдвинуться с места: или­стый грунт засосал подводную лодку. Вдали от портов бази­рования, с ограниченным уже запасом кислорода положение казалось безнадежным. И тог­да командир предпринимает действия, ведущие к раскачива­нию лодки. Дышать станови­лось все труднее, а «Щуку» ни­как не удавалось сорвать с ме­ста. Умение и выдержка коман­дира и экипажа лодки реши­ли исход этого поединка. Лод­ка начала подъем к свету, воз­духу, жизни.

    За нечеловеческим напря­жением последовало тяжелое заболевание - командир попал в госпиталь в Гаграх.

    В октябре 1941 г. гитле­ровцы прорвались в Крым, выш­ли на подступы к Севастополю. Черноморский флот перебази­ровался в кавказские порты, базой подводных лодок стал г. Поти. Более чем в два раза увеличилось расстояние до вражеских коммуникаций вдоль западного побережья Черного моря - нефтяной арте­рии врага. Трое суток требова­лось, чтобы пройти сложный путь с востока на запад только в один конец. Под командова­нием Г. П. Апостолова лодка «Щ-215» успешно совершила 4 боевых похода.

     В феврале 1942 г. Апо­столова назначили командиром подводной лодки «Л-24» типа «Ленинец». Это был корабль новой серии надводным водоиз­мещением 1051 т и подводным -1327 т, с экипажем пятьдесят че­ловек. «Ленинец» имел на во­оружении торпедные аппараты (6 носовых и 2 кормовых) с за­пасом 6-ти торпед, 2 пушки (100 и 45 мм), 2 минных аппарата с 20 минометами.

     В боевую задачу подводных лодок данного типа входило использование их в торпедно-артиллерийском варианте. Кро­ме того, они занимались уста­новкой минных заграждений на участках вражеских фарватеров и в портах.

    Героическое сопротивление Севастополя, державшегося на исключительном мужестве его защитников, требовало под­держки Черноморского флота. И когда к осажденному Севас­тополю не мог уже пробиться ни один корабль, с 7 мая по 3 июля 1942 г. про­рывались подводники с продо­вольствием, боеприпасами и го­рючим. Из города они вывози­ли раненых.

    Враг минировал подходы к осажденному городу, шумопеленгаторные установки врага фиксировали малейшие шумы, связанные с движением лодок, применялось массированное бомбометание глубинными бом­бами, предназначавшимися для подводников, - вот далеко не полный перечень препятствий, которые преодолевали советские подвод­ные лодки на пути в Севасто­поль. Семь раз ходила подвод­ная лодка «Л-24» под командова­нием капитана 3 ранга Апо­столова в осажденный город.

    В один из переходов в рай­оне Новороссийска «Л-24» по­лучила повреждения от авиа­бомб, а в Севастополе, стоя на мостике при погрузке раненых, Георгий Петрович был ранен в голову. По возвращении в Поти отважный подводник во второй раз попал в госпиталь. Оттуда он прислал последнее письмо родным, находившим­ся в Сухуми. Не долечившись, подводник выписался из гос­питаля и снова принял коман­дование подлодкой.

    И опять постановка минных заграждений, торпедные атаки, дальние походы к запад­ным берегам Черного моря, походы тяжелые и дерзкие. Так, со 2 августа по 24 октября 1942 г. «Л-24» произвела две минных постановки, а всего же, по данным кандидата истори­ческих наук капитана 1-го ран­га В. И. Дмитриева в книге «Атакуют подводники», указы­вается более 450 контактных мин, в том числе «учтены 20 мин, ко­торые должна была устано­вить в декабре 1942 г. в рай­оне мыса Калиакра подводная лодка «Л-24», погибшая в этом боевом походе».

    У берегов Болгарии, в ак­ватории города Варна, нахо­дится мыс Калиакра, куда в свой последний поход уходи­ла подводная лодка под ко­мандованием Георгия Петро­вича Апостолова...

    Нет точных сведений о при­чине гибели корабля. Быть мо­жет, выполнив задание, лодка, получившая повреждение, ушла на дно, не сдавшись врагу. Так погибали подводники, так ут­верждалась главная морская традиция: «Погибаем, но не сдаемся!».

    В письме на имя Зои Пет­ровны Гаккель (жившей в бло­кадном Ленинграде) от 14 июля 1943 г. это звучит без уточнений и описаний: «Капитан 3 ранга Апостолов Георгий Петрович погиб на фронте борьбы с гер­манским фашизмом на Черно­морском флоте 21/1-43 г.» Командиру было 32 года.

    В этом последнем походе как-то неожиданно «сомкну­лись» западный и восточный берега Черного моря и вдруг проявилась историческая связь между городами - чужими как бы, но связанными в истории когда-то в XIX веке: русские войска, отличившиеся в штур­ме крепости Анапа, отличились и при взятии Варны. В Анап­ском музее в экспозиции выс­тавлено объединяющее их зна­мя, на котором надпись «За взя­тие Анапы и Варны». И здесь же, в музее хранится мо­дель подводной лодки «Л-24», погибшей у мыса Калиакра вблизи города Варны. Модель эту привез в Анапу из Ленин­града в 1976 г. Иван Иоси­фович Калодяжный - морской офицер, анапчанин, выпускник анапской школы II степени, учившийся вместе с Георгием Апостоловым. Он изготовил ее сам и бережно привез в Анапу в память о своем школьном то­варище. Анапчане хранят память о сво­ем земляке в городе детства ге­роя-подводника.

    Если вы, читатель, вдруг окажетесь в Севастополе в Военно-мор­ском музее Черноморского флота, обратите внимание на большую фотографию в зале Победы. Там на снимке 1942 г. под военно-морским флагом - моряки-подводники после вручения им орденов Красного Знамени. Такова была военная традиция.  Стоит под Воен­но-морским флагом Отечества и морской офицер Г. П. Апостолов.

Зоя Лемякина   МОРСКОЙ ВОЛК