Поддержите сайт: номер кошелька Яндекс-Деньги - 410011377083748

Корытин Андрей Сергеевич. Авиаконструктор, "отец" музея "Горгиппия"

1907-1989

Андрей Сергеевич родился в 1907 году в Темрюке. В 1912 году вместе с родителями, двумя братьями и сестрой переехал в Анапу. С 10 лет работал в жестяной мастерской учеником. В 14 вступил в комсомол и активно участвовал в комсомольской жизни. В 1925 году Корытин Андрей был выдвинут решением анапской комсомольской организации на учебу в Краснодар, на Кубанский рабфак. В 1928 году поступил в Донской (позже Новочеркасский) политехнический институт, где по призыву партии «Молодежь в авиацию!» на третьем курсе переводится на факультет авиации, который и закончил в 1933 с дипломом инженера-авиаконструктора. 35 лет проработал на Таганрогском авиазаводе Министерства обороны СССР в Конструкторском бюро под руководством главного конструктора Г.М. Бериева.[1] В 1968 году вместе с группой конструкторов стал лауреатом Государственной Премии СССР за создание в 1965 году противолодочного самолета-амфибии Бе-12 «Чайка».[2]

После выхода на пенсию в 1967 году вернулся в Анапу и посвятил себя любимому делу – истории и археологии. Вступив в анапское отделение ВООПИиК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры было организовано в 1965 году), Андрей Сергеевич как общественный инспектор лично курировал все строящиеся объекты в городе. При необходимости приостанавливал строительные работы и координировал работу археологов на месте находок. Благодаря его личному авторитету и активной гражданской позиции были сохранены значимые памятники архитектуры: Свято-Онуфриевская церковь, дача Дицмана и др.[1] В августе 1975 года, когда в самом центре Анапы был найден уникальный «склеп Геракла», Андрей Сергеевич принял самое активное участие в организации работ по его разборке, спиливанию фресок и отправке их на реконструкцию. Самым значимым для города археологическим достижением А.С. Корытина стало решение вопроса о создании в Анапе собственного археологического музея-заповедника. Два раскопа археолога И.Т. Кругликовой, проводившиеся во дворе Анапского горисполкома, осуществлялись на территории, где позднее планировалось строительство гостиницы. Под гостиницу уже был выделены средства и подготовлена строительная документация. Андрей Сергеевич Корытин, совместно с археологами, в ведомствах и министерствах РСФСР в Москве обосновал уникальность найденных кварталов древнего города и доказал необходимость их сохранения и дальнейшего экспонирования. Поток писем в инстанции самого высокого уровня от имени авторитетного инспектора ВООПиК позволил появиться на свет анапскому археологическому музею: министерством культуры РСФСР в 1977 году было принято решение о создании на месте раскопов археологического музея-заповедника «Горгиппия». [3]

В 1990 году на пересечении ул. Таманской и бульвара между улицами Протапова и Крепостной была установлена памятная стела с барельефом Корытина А.С. и моделью изобретенного им гидросамолета, изготовленной на Таганрогском авиазаводе.

Памятник авиаконструктору А.С. Корытину. Анапа.

  1. Татьяна Константиновна Хоменко. Авиаконструктор А.С. Корытин. Страницы биографии анапчанина.
  2. Заблотский А., Сальников А. Неизвестный Бериев. Гений морской авиации / Яуза, Эксмо, 2009
  3. Очерки по истории Анапы / Анапский археологический музей, 2000 г.

anapa.ru