Поддержите сайт: номер кошелька Яндекс-Деньги - 410011377083748

Пряников Вадим Васильевич - художник, проектировщик интерьеров

Родился Вадим Васильевич в г. Горький в 1937 году. С началом войны он с матерью попал в Анапу, где жила его бабушка. Отец погиб в 1943 году на фронте. Был кадровым офицером, готовил диверсионные подразделения для работы в тылу врага. Прошла война, после - учеба в школе №1, затем 4-х летняя служба во флоте в Севастополе. Параллельно со службой учился заочно в Москве в Всесоюзном заочном университете искусств. Кто-то увидел его работы и отвез в столицу, после чего был вызов и зачисление сразу на второй  курс.

После Вадим Васильевич закончил Высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной в Санкт-Петербурге по специализации проектирование интерьеров.

Специализация эта достаточно широкая и освоение ее шло через получение знаний о всех видах производства и выполнения отделочных работ по стеклу, по дереву, по металлу и т.д. Такая профессия требует от человека наличия определенных дарований, таланта. С этими компонентами у Вадима Васильевича проблем никогда не было. Уже в 27 лет в Ленинграде состоялась первая персональная выставка его картин, где он представил более 100 авторских работ. Были большие перспективы. После окончания училища в 1969 году он чуть более года работал на производстве и за такой короткий срок достиг карьерных успехов: стал начальником отдела промышленной эстетики на одном из военных заводов.

Но судьба готовила Вадиму Васильевичу возвращение в Анапу. Появилась семья, дочь. А дочери не подходил ленинградский климат, и в 1971 году вся семья перебралась в Анапу. В маленький домик у Малой бухты, на месте которого сейчас стоит пансионат "Высокий Берег" прописывать членов семьи отказались. Работа в городском исполкоме на должности инженера-архитектора с окладом 120 руб. не стала выходом из положения для молодой семьи. И Вадим Васильевич организовал художественную мастерскую. Первым проектом стал пионерский лагерь "Арктика" (земной шар с альбатросом у въезда в "Арктику" знаком всем анапчанам). Затем мастерскую преобразовали в отделение новороссийского филиала краевого художественного фонда.

Фрагмент из книги отзывов Вадима Васильевича
(хотите прочесть? - кликните мышкой для увеличения)

Работы Пряникова были замечены. Председатель горисполкома Селенко оказался грамотным и дальновидным руководителем, что к сожалению до сих пор большая редкость в Анапе. Селенко попросил организовать выставку работ художника прямо в помещении горисполкома. Оценил все еще раз. Говорил откровенно о том, что Анапа - город серый, и что всесоюзную детскую здравницу нужно превратить в настоящую жемчужину Черноморского побережья. Поездили по городу, наметили фронт работы. На территории "Жемчужины России" нашли помещения (бывший бокс пожарников). Выделили деньги на несколько муфельных печей для обжига, другое необходимое оборудование. За 7 лет работы к имеющимся 70 кв. м. прибавилось еще порядка 300 кв. м. помещений.

В основном изготовляли керамику для курорта. Через отдел кадров Вадим Васильевич приглашал студентов из профильных вузов к себе на летнюю практику. Старались своими изделиями внести радость, тепло и уют на улицы Анапы.

Ваза для сухих цветов

Казалось бы фортуна вновь улыбнулась Вадиму Васильевичу. 1-й секретарь крайкома Полозков увидел одну из его работ (вазу) в коридоре одной из гостиниц и не мог поверить, что это сделал человек своими руками. Узнал чья работа и пообещал приехать в гости. Уже новые городские власти, извещенные о скором приезде высокого начальства, преодолев удивление от того, что в Анапе, оказывается, есть художественная мастерская, приехали к Вадиму Васильевичу знакомиться и узнавать о том, что ему необходимо для полноценного творчества. Обещаниям не было конца.

Но тут все рухнуло. Началась Перестройка. Помещения понадобились для организации полуподпольного винного цеха. Пряникову  под угрозой непомерно высокой арендной платы предложили переехать в другое место, которое так и не выделили. Остатки демонтированного производства Вадим Васильевич отвез к себе домой, в Варваровку.

Вот такие "звери" из дерева и мха водятся во дворе Вадима Васильевича Пряникова

И снова, спустя некоторое время, у творчества Вадима Васильевича появилась перспектива. В начале 90-х его работу (пепельницу) увидел молодой предприниматель из Новосибирска. Состоялась встреча, после которой последовало предложение создать керамический цех в Новосибирске. Но переезжать в другой город Вадим Васильевич отказался. В свое время побывав в служебных командировках в Прибалтике и в Болгарии Пряников горел мечтой заниматься творчеством, а не серийный производством. Компромисс был найден. В Анапе решили создать экспериментальный творческий центр, где бы Вадим Васильевич готовил новые образцы. А в Новосибирске предполагалось базировать основное производство, образцы для которого отправлялись бы из Анапы на самолете.

Но предприниматель попал под следствие. Слишком правильно и хорошо он начал, делая деньги не на дележе народного имущества, а, например, на продаже палочек для еды (из сибирской древесины) в Китай. И хотя спустя год его отпустили, проект развалился.

Последние 8 из 45 лет трудового стажа Вадим Васильевич работал простым учителем (сначала трудов, затем изобразительного искусства) в сельской школе. Зарплата его была меньше половины пенсии, которую не доначисляли работающему человеку.

Домик Вадима Васильевича находится на углу перекрестка в центре села Варваровка. На том же перекрестке стоят правление агрофирмы "Кавказ" и винный магазин этого предприятия. От этого перекрестка идет дорога по направлению к горам и морю, которая потом превращается в тропу, восходящую к вершине горы, а затем в спуск к морю. Со своей собакой Вадим Васильевич как минимум раз в неделю проходит этот нелегкий путь, каждый раз делая новые наброски.

Сейчас есть желание сделать триптих - панорамную картину из трех частей, которая бы охватывала простор от Утриша до Анапы. Слева - Утриш, справа - вид на Анапу, а посередине - тот самый любимый склон и спуск, по которому, кстати, шел в свой последний рейд отряд героя капитана Калинина. На центральной части триптиха Вадим Васильевич хочет изобразить и отряд капитана, и пионеров, и туристов сегодняшнего дня. Кому-то этот сюжет может показаться примитивным и надуманным. Но в своей задумке В.В. Пряников видит преемственность поколений, когда борьба и смерть одних людей дарит радость жизни их потомкам. Хотелось бы конечно работать на заказ, но патриотическая тематика сейчас не на пике моды, поэтому работу придется заканчивать своими силами, считает Вадим Васильевич.