Поддержите сайт: номер кошелька Яндекс-Деньги - 410011377083748

Родион Кузнецов - художник-монументалист

Родион Кузнецов родился 26 августа 1977 г. в Ростове-на-Дону. Закончил с отличием РХУ им. М.Б. Грекова в 1997 г. В том же году поступил в МГАХИ им. В.И. Сурикова, живописный факультет которого закончил в 2003 году. Творческая мастерская Академии Художеств Российской Федерации (2007).
Участник областных, московских, всероссийских и международных выставок.
В 1999 г. становится победителем конкурса с картиной "Пушкин и Байрон"

и премируется поездкой в Лондон, где участвует в выставке.
В 2001 г. с художником А. Родионовым осуществили свой авторский проект росписи интерьера грузинского ресторана "Князь Багратион" на улице Плющиха в Москве, в котором передали дух средневековой Грузии.
Фрагмент интерьера ресторана "Князь Багратион".





В том же году принимает участие в росписи Крестовоздвиженской церкви Свято - Введенского Толгского женского монастыря г. Ярославля в группе художников под руководством академика Н. Мухина.
В 2002 г. принимает участие в росписи домовой церкви в Резиденции патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в группе художников под руководством своего учителя академика Е.Н. Максимова.
В 2003 г. принимает участие в росписи Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке с группой художников под руководством академика Е.Н. Максимова.


Свято-Николаевский собор находится в Нью-Йорке, в центре Манхеттена. В 2002 г. он отметил свой 100-летний юбилей. На сегодняшний день является главным кафедральным собором в США, Мексике и Канаде, принадлежащим Московской Патриархии. За исполнение росписи Свято-Николаевского храма, Родион Кузнецов был награжден почетной грамотой Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II «в благословение за усердные труды во славу Русской Православной Церкви».
В 2003 г. защищает диплом проектом монументальной росписи "Сполох" на тему истории донского казачества. Земля, родина, казачество, память о донских и кубанских предках - все вобрал в себя диплом. Как сказал его преподаватель С.А. Гавриляченко, - "Редкое счастье дается художнику с обретением собственной темы". Роспись соединила в себе несколько линий - сюжетно-историческую, обращающую нас к августу 1914 года; мифопоэтическую, наполненную песенными символами; натурно наблюдательную, опирающуюся на многочисленные этюды земли, трав, бахчей, огородов, плетней, куреней…
Кто слышал песню "Конь боевой с походным вьюком", тот лучше поймет написанную молодым художником сцену последнего прощания, последней "стремянной" рюмки и следующий за ней неизведанности судьбы.
Тема казачества для Родиона стала основной темой постижения истории России и самого себя.





В 2005 г. Родион принимает участие в работе над мозаикой по эскизам своего преподавателя И.Л. Лубенникова в вестибюле второго выхода станции метро "Маяковская".
В апреле 2005 г. становится членом Московского Союза Художников.
В декабре 2006 г., в Кремле, Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, за роспись храма Софии Премудрости Божией на Лубянке, принадлежащего ФСБ Российской Федерации, награжден второй почетной Патриаршей грамотой «в благословение за усердные труды во славу Русской Православной Церкви».


Родион Кузнецов со своим учителем, заслуженным художником России, проректором Московского государственного художественного института им. В.И.Сурикова Сергеем Александровичем Гавриляченко во время работы над росписью храма Софии Премудрости Божией на Пушечной (Лубянке).
Патриарх Всея Руси Алексий II награждает Родиона грамотой за роспись Софийского храма.
В 2007 г. Родион Кузнецов участвовал в оформлении новых станций метро «Славянский бульвар» (автор и исполнитель объемно-пространственной композиции)







и «Сретенский бульвар», декоративное панно созданное Родионом для этой станции, было отмечено почетной грамотой Российской Академии художеств.


В этом же году Родион завершил работу над композицией для Парижского метрополитена, которая установлена на станции "Мадлен" (Madeleine), расположенной в VIII округе, недалеко от Лувра.




Участие в многочисленных монументальных проектах отмечено Дипломами Президиума Российской Академии Художеств.
В настоящее время является старшим преподавателем на кафедре рисунка и графики МГПУ.

Многолетний участник песенного коллектива "Казачий КругЪ" и Культурно-просветительской инициативы "ПоходЪ".
Писатель Анатолий Вениаминович Калинин о творчестве художника Р.А. Кузнецова:
«С Родионом Кузнецовым я познакомился в хуторе (раньше у казаков писалось: "на хуторе"), где он поселился незадолго до окончания института имения В.И. Сурикова.
По репродукциям его этюдов и картин сразу же влюбился в его живопись. Везет Дону на таланты. Сочная, яркая, "неразмазанная" кисть, строгая и просторная. Склонность к историзму, еще бы я добавил: "Православная живопись".
Многое обещает этот художник, глубокими корнями уходящий в родную казачью землю. Недаром его уже заметили и в столице, послав на роспись православного храма в Нью-Йорк.
К Раздорскому музею не случайно тянутся таланты: художники, музыканты, литераторы, актеры. Станица Раздорская является древней столицей казачества. не сомневаюсь, что она еще засверкает под кистью Родиона Кузнецова".

Заслуженный художник России, художник-монументалист, живописец, книжный график, проректор Московского государственного художественного института им. В.И.Сурикова (МГХИ), секретарь Союза художников России, член редакционного совета Казачьей энциклопедии, член-корреспондент Международной академии педагогических наук, профессор Сергей Александрович Гавриляченко о дипломной работе художника Р.А. Кузнецова:
«Редкое счастье дается художнику с обретением собственной темы. Земля, родина, казачество, память о донских и кубанских предках - все вобрал в себя диплом Родиона Кузнецова. Не случайно ему в день защиты захотелось празднично облечься в родовую казачью одежду. Каждое достойное произведение в русском искусстве убеждает в первичности смыслов - для чего? О чем писать? Главное в работе Р.Кузнецова определяет слово "Сполох". От станицы к станице скачет всадник с красным флажком на пике и кричит одно слово: "Сполох!" Казаки бросают полевую работу, вскакивают на неоседланных коней, старики у плетней вглядываются в пылящего вдали всадника. "Война!" В росписи Кузнецова с ее гармоничным поэтическим строем не сразу увидишь в прорезях виноградной листвы всадника с тревожным флажком. Но в этом и заключен главный смысл композиции, несущий образы "войны и мира". В военной теме есть особо щемящие сюжеты - первый миг известия и проводы. В них все - и мгновенный, оглушающий удар, и застылость первых минут, и женский вопль, и мужская удаль, горе и напускное предсмертное веселье. Как это выразить?Родион Кузнецов. Роспись "Сполох" для Дворца культуры хутора Пухляковский

Кузнецов решил эту задачу через образы. Один из них - казачка, срезающая ножом-"курлючкой" виноградную гроздь. В ней и реальность еще не слышащей весть женщины, и символ античной богини осени, жатвы, пресечения жизни. Другой образ - пустой, чисто убранный курень с цветами под портретами предков (казак на фотографии чем-то напоминает Петра Глебова, и фрагмент композиции становится подношением великому актеру и великой роли). За окнами хранящего холодок куреня - дали "золотых" пухляковских горок, проводы казака на службу. Кто слышал песню "Конь боевой с походным вьюком", тот лучше поймет написанную молодым художником сцену последнего прощания, последней "стремянной" стопки и следующей за ней неизведанности судьбы. Центральная, протяженная стена проекта самая "пустая" и самая повествовательная. Там вдали бросается работа, тянутся волы, беспомощно вскинулись жерди арбы, коротко прощаются с родными казаки, спешащие на сборный пункт; там -идеальный пейзаж с орнаментом пересекающего, заплетающего стену горького хмеля.

Диплом создавался сложно. Автору захотелось расписать невыигрышный, скудный интерьер хуторского Дворца культуры. И на то было много причин. Хутор Пухляковский, "золотые горки", остров по стремени Дона от хутора до станицы Раздорской - все это особые места. Здесь на острове стояла первая донская столица, в Раздорах В.И.Суриков нашел образы Ермака и его казаков, отсюда и до Цымлы тянулись полосой знаменитые виноградники. На хуторе жил художник, академик В.Нечитайло, сейчас здесь работает писатель А.Калинин; неприхотливая дверь расписываемого интерьера ведет в картинную галерею с собранием первоклассной русской живописи. Все в этом месте напитано историей, культурой, и рождает желание послужить ему.

Многое в росписи идет от поэтики и мелоса казачьейпесни. В ней и повествовательный, понятный всем запев,и ритмичная середка-опора, и высокий подголосок-"диш-кант", живущий в цвете, иногда полетно, как и полагается, отрывающийся от сюжета. Вряд ли все это вошло бы в композицию, если бы Родион не прилепился к "Казачьему кругу" - мужскому хору, ревностно берегущему собранные в экспедициях песни и ежегодно, в течение пятнадцати лет, выступающему в Суриковском институте. Роспись соединила в себе несколько линий - сюжетно-историчес-кую, обращающую нас к августу 1914 года; мифопоэтиче-скую, наполненную песенными символами; натурно наблюдательную, опирающуюся на многочисленные этюды земли, трав, бахчей, огородов, плетней, куреней...

На Дону уже редко встретишь подлинный "круглый дом", в котором все комнаты "кружат" вокруг печи. Художнику захотелось сохранить память о нем, заглянуть внутрь. Глядя на его роспись, расположенную по периметру помещения, вспомнилось, как А.Г.Венецианов выпилил стену амбара и с любованием написал увиденное. Родная культура, как и родная земля, подпитывают художника. Венециановская стена помогла разрешить ключевую трудность написания интерьера - включить реальную дверь в пейзажное пространство. Многое пересекается в ищущем сознании художника - живое переживание и музейное, книжное знание. И все же главным достоинством росписи оказывается цвет - фресково-матовый, тепло-лучащийся. Именно он отвечает за звук, за ту верно взятую ноту, которой поет роспись и которая одолевает все частные недосказанности и неумения. Неизвестно, удастся ли реально воплотить замечательный проект. Задумка Родиона Кузнецова могла бы украсить и наполнить смыслом любое, значимое для казачества здание, и сейчас, после практически полной гибели росписи Олега Филатчева в Новочеркасске, стать особо ценной для донской культуры».


Теперь про Анапу:

Древо жизни

«..Нет в России семьи такой
Где б не памятен был свой герой
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят
Этот взгляд, словно высший суд
Для ребят, что сейчас растут
И мальчишкам нельзя
Не солгать, не обмануть
И с пути свернуть.»

Ветераны войны, вкусившие плоды с библейского Древа жизни, обрели жизнь вечную, бессмертие в памяти своих потомков, в наших сердцах. Даровали нам жизнь. Даровали жизнь каждый своему роду, своему семейному древу. Эти древа незримо соединяются в единое могучее Древо жизни нашей великой России.
Спасибо вам, дорогие ветераны! С Днём победы!

Родиону огромное спасибо за прекрасное творческое воплощение идеи воздания почести ветеранам! Очень тронута увидеть портрет своего отца в почетном ряду живых деревьев. Сильное впечатление! Переполняет чувство гордости и грусти одновременно. Жизнь человеческая очень хрупка и трепетна.
Еще раз благодарю безмерно.









Послесловие к акции «Древо жизни»
1.Акция состоялась.
В порядке первичной рефлексии над организацией можно отметить следующее:
- анапчане не были в достаточной мере и вовремя оповещены о возможности предлагаемым образом почтить своих ветеранов.
- новизна и интимная адресность проекта могла бы обеспечить более массовое поле переживания Праздника горожанами – «вспомним их поименно».
- уникальность события предоставляла бесспорную возможность городу быть отмеченным в информационном пространстве страны. Сюжет «федерального уровня» об акции был отснят Вадимом Родиным (анапа-регион) и мог бы (при определенных усилиях) быть показан на Федеральных каналах, выгодно представляя город в предпраздничные дни.

2.Выходя за рамки рефлексии над акцией, отметим следующее:
- в городе нет единого информационного пространства, несмотря на обилие рекламно - информационных и информационно – рекламных изданий, традиционных газет и «местного ТВ» на нескольких каналах, а также избыточного, на наш взгляд, количества «глянцевых журналов» и, наконец, интернет - порталов.
- в таких условиях (недостаточно продуманной информационной политики) не удивляет тот факт, что имидж администрации и репутация отдельных «влиятельных персон» создается не усилиями «четвертой власти», а средствами, характерными для традиционного общества – фактически слухами.
- в глобальном процессе соревнования городов, в выгодном позиционировании города побережья Черного моря, в процессе продвижения бренда такой изъян информационной политики недопустим.
- в этой связи, в порядке общего дизайна города необходимо опереться на возможности «гуманитарных технологий», предварительно изучив предмет.
3. Практические предложения.
«Лаборатория опережающего образования и городского дизайна» готова оказать консалтинговые и проектные услуги как по формированию эффективной информационной политики города в целом, так и по «институциональному дизайну» отдельных субъектов деятельности на информационном поле.
В качестве первого знакомства с сущностью и предназначением ГТ (гуманитарных технологий) можно обратиться к докладу Андрея Фурсова:

10 июня 2009 года в Институте динамического консерватизма состоялась экспертная встреча ученых и практиков-инноваторов на тему «Реальные инновации и их имитации в России» (см. меморандум по итогам встречи). Одним из самых интересных докладов на семинаре стало выступление Андрея Фурсова, директора Института русских исследований Московского гуманитарного университета. Известный историк-кризисолог убежден: гуманитарные технологии – ключ к инновационному развитию и к выходу страны из кризиса.
……..
С 1970-х годов мы постепенно, но с ускорением, словно по принципу festina lente вползаем в кризис, которому аналогов в истории не было. XXI век – век великого перелома, «вывихнутый» век. Шанс пройти это узкое горлышко имеет только тот, кто выкует новое знание – двуручный меч социальной науки и гуманитарной технологии и научится виртуозно владеть им, что в свою очередь требует создания принципиально нового организационного оружия – новых структур рационального знания, принципиально новых исследовательских и образовательных институтов.

В Анапе учат истории при помощи канализационных люков


Художник из Анапы Родион Кузнецов расписывает канализационные люки города под древние горгиппийские монеты.

Благоустройство Анапы, направленное на озеленение и превращение курорта в город цветов, местный художник Родион Кузнецов решил дополнить ещё и историко-культурными деталями, опираясь на многовековую историю Анапы. Несколько таких деталей, в виде расписных канализационных люков, уже появилось на улицах курорта.

Анапский художник расписывает канализационные люки. Это часть целой программы, которую стремиться реализовать на курорте Родион Кузнецов. На улицах города уже можно встретить люки, на которых изображен лик бога Диониса, часто использовавшийся древними греками на своих монетах.

«Это мои размышления над городским дизайном, над общей эстетизацией городского пространства, над созданием образа города, что я считаю очень важным. Ведь зачастую может какая-то мелочь городская или ироничная скульптура, деталь малой архитектуры могут создавать определенное позитивное настроение и создавать образ города. Тема денег она всем приятна и актуальна во все времена. Мне кажется, в этом есть своеобразная ирония, что в Анапе деньги лежат под ногами. Люк он сам по себе круглый и металлический - навевает тему денег, монет, нумизматики. Но не просто монет, а в рамках размышлений об историко-культурном наследии Анапы и нашего региона» - рассказал художник Родион Кузнецов ТРК «Анапа Регион».

Главный консультант художника по историческим аспектам краевед Павел; он отвечает за достоверность перенесенных на канализационные люки изображений древних монет.

Как отмечает художник Кузнецов, огромный историко-культурный пласт нашего города дает обширное поле деятельности: можно делать росписи на люках, начиная от античных монет и заканчивая изображением монет советского союза, например у памятника Ленину. А вот возле отеля "Де ла Мапа" были бы уместны на канализационных люках изображения генуэзских монет.

В планах у Родиона Кузнецова предложить создание целой городской программы по эстетизации канализационных люков Анапы, чтобы они не только выполняли свои прямую функцию, но и несли в просветительско-познавательную миссию.

 
 

Еще задумки:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

( А. С. Пушкин)

1. Раздумывая о приемлемом старте городского проекта «Ожившие улицы» (смотрите Проект «Ожившие улицы Анапы»), мы нашли парадоксальное, как может показаться многим, решение. Есть соблазн начать преображение города с улиц Крымской или Гребенской, но количество объектов, различная юридическая принадлежность фасадов выбираемых зданий создает множество организационных и финансовых проблем, которые затруднят самоопределение власти и потенциальных инвесторов проекта.

Мы искали возможность начать с «яркого», «заметного», «компактного» пятна городского пространства.

Наш замечательный друг и соратник Павел Золотай предложил начать воскрешать Анапу с кладбища, чем немало меня порадовал и вдохновил. С кладбища, как раз и начинается культура. Сегодня кладбище на «высоком берегу» Анапы культурным феноменом не назовешь, да и полноценным социальным объектом известного предназначения вряд ли. Территория словно зависла в ожидании срока легального превращения в очередной коммерческой объект, наполняясь антикультурными и асоциальными смыслами. Прогулявшись по кладбищу однажды, вы увидите и подростков пьющих пиво и попросту хулиганящих, сладкую парочку в костюмах Адама и Евы, присевших покурить на могильную плиту и размышляющих, видимо, о бренности бытия. Прислушавшись к своим ощущениям, я поделился с коллегами по кафедре дизайна ироничным: «Глядя на такое кладбище, и умирать совсем не хочется!».

Не случайно это хорошее/нехорошее место стыдливо прикрыто забором.






Понятие Культура, как известно, восходит к Культу. Культу предков, культу усопших. Как только «древний» человек начинает оформлять своё отношение к мёртвым в качестве ритуала захоронения умерших, он становится человеком культурным. Тем самым человек преодолевает горизонтальную одномерную траекторию своей жизни, выходит за рамки видимого, обретает новое вертикальное измерение собственного сознания, а значит и жизни.

Все проекты нашей «Лаборатории опережающего образования и городского дизайна» из области культуры. «Древо жизни», «Ожившие улицы», «Городской университет», «школьное образование» - суть преодоление сегодняшней энтропии. Смерть – это жизнь без культуры, без образа, без памяти, без духовности, без ответственной преемственности. Как сказал Штраус В.Л. на встрече редакции «анапа про» с читателями: «Создается удивительное впечатление, как будто в Анапе никто не собирается умирать. Все хапают и хапают. Видимо, собираются жить вечно».

Как была бы отвратительна вечная жизнь ненасытного тела. Слава Богу – это невозможно. По-настоящему жить, а тем более воскреснуть можно только в духе. Анапу нужно оживить, а значит воскресить. Это возможно только введением городской жизни в культурное измерение.

Для этого нужно снять «Золотого тельца» с пьедестала, чтобы ослепительный блеск его рогов и копыт не застил глаза горожанам, поставить его на хорошо охраняемую частную территорию и любоваться им приватно. На его место (прежде всего в головах) поставить образ Идеального города, к которому и нужно стремиться.

Идеальный город мы понимаем, как многомерное живое пространство, где правильно/гармонично расставлены доминанты истории, культуры, археологии, экологии, эргономики, развития чтобы на улицы города хотелось выходить, а не спешить скорее спрятаться в квартире или за забор собственного дома. Идеальный город приглашает всех, разных и отвечает самым разным запросам. Идеальный город - живой организм. Идеальный город – креативный город.

Читая замечательную книгу «Креативный город» Чарльза Лендри, соглашаешься с автором предисловия к русскому переводу: «Наконец-то нашелся человек, который объяснил, каким образом культура становится жизненно важным элементом современного города».

Такой город становится лабораторией новых идей, которые порождает «креативный класс» города. Идеальный город судьбу, развитие, которого определяет не узкий круг лиц с весьма узким интересом, а ответственная, активная часть горожан.

Приведу еще несколько тезисов Вот из книги «Креативный город»:

«Творчество: источник жизненной силы городов».

«Лучшие из городов сами суть изощренные произведения».

«Творческие люди работают на границе зоны своей компетентности, а не в её центре».

Дэвид Перкинс:

«В каждой детали городского ландшафта - своя история, которая может быть использована для обновления города. Такой взгляд породил новую форму учета городских активов. Предпринимая обзор городской экономики и социального потенциала политических традиций, мы задавались вопросом, как культурные активы могут способствовать экономическому успеху».

Мы предлагаем сделать кладбище на «высоком берегу» объектом культуры, красивой, привлекательной парковой зоной.

В простоте можно описать проект так: необходимо сделать архитектурно-ландшафтный проект. Проложить аллеи, дорожки, сделать освещение, скамейки, грамотное озеленение. Восстановить могильные памятники, ограды. Убрать забор, сделать живую изгородь, сделать целый ряд аллей и дорожек, сообщающихся с набережной.

Решается также ряд практических и даже утилитарных задач: снижается криминальная статистика, Анапа получает в центре города парк, без которых она задыхается на сегодняшний день, убирается забор, расширяется узкая набережная, где пытаются сосуществовать стремительные велосипедисты и мирно гуляющие родители с детьми, восстанавливается память о замечательных людях, захороненных на этом кладбище, имена которых имеют всероссийское значение.

Кладбище может стать лицом города, индикатором культуры. Достаточно вспомнить европейские кладбища, и не только (Московские:Новодевичье, Донское, Ваганьковское и пр.). Которые являются удивительными островами культуры и памяти в полноценных городах. В этих местах царит атмосфера, настраивающая человека на особый лад.

В конце концов, кладбище может стать привлекательным туристическим местом.







Проект «Ожившие улицы Анапы»

Актуальность проекта:

Анапа сегодня - город без собственного архитектурного лица, без Образа. Формирование образа – не простая задача. Особенно в условиях полного отсутствия замысла о городе в виде «Генерального плана» и какой бы то ни было стратегии развития. Вместо необходимых ориентиров есть «свободный рынок» застройки, где давление денег на один кв. м. решает всё. На выходе мы получаем без-Образие. Анапа стремительно превращается в каменный мешок – пространство «не для человека». В недалеком будущем туристы не захотят сюда приезжать.

Цель проекта.

Формирование образа города, наполнение городской архитектурной среды культурно-историческим содержанием и смыслами путём создания своеобразного «общего эстетического знаменателя», способного связать стихийную городскую застройку в единый архитектурный ансамбль. Превратить окаменевшую какофонию в «музыку застывшую в камне» - вернуть наличной архитектуре её предназначение организации городского пространства в целях комфортного пребывания человека. Создание условий культурной жизни - живой событийности на улицах города является важнейшим аспектом организации «курортного места». Предлагаемое оформление органично стратегии брендирования г.-к. Анапа в качестве «города образования» - образовательной столицы Юга России, а также имеет самостоятельную архитектурно-художественную ценность – превращения улиц города в живой музей истории, литературы.

Описание проекта.

Три вектора создания визуального Образа Анапы:

  1. Улицы писателей
  2. Улицы казачьих полков
  3. Историческая Анапа

Мы предлагаем наполнить целый ряд улиц Анапы художественными монументально-декоративными изображениями, содержательно посвящёнными названиям, которые они носят.

Рассмотрим «улицы писателей»:

В Анапе 12 улиц названы в честь русских писателей. Большинство из них расположены в одном микрорайоне. Мы предлагаем каждую из этих улиц помыслить «холстом», на котором развернётся изобразительный ряд, посвящённый Жизни и Творчеству конкретного писателя. На больших перекрёстках, на свободных участках фасадов должны появиться, достаточно крупные портреты писателей.

На стенах будут изображены герои произведений и сюжеты с ними. Фигуративные изображения должны местами перебиваться цитатами из текстов.

Следует сказать, что мы мыслим всю протяжённость улицы и обе стороны, но изображения появятся на стенах фасадов домов только там где это возможно - изображения будут далеко не на каждом доме. Ритм «правой» и «левой» сторон обеспечит визуальную целостность и сюжетную последовательность оформления.

Таким образом пешеход (местный житель и турист) сможет совершить увлекательное литературное путешествие по «страницам» (стенам) того или иного писателя, передвигаясь по улице. Этот проект имеет, помимо эстетической функции, культуртрегерскую образовательную миссию.

Из списка конкретного можно себе представить и незатейливый культурный семейный досуг отдыхающих, с приятными моментами узнавания знакомых литературных персонажей и оригинальным и современным приобщением детей к русской литературе, и более строгий, но увлекательный школьный урок на одной из таких улиц.

Принципиальным для нас является – динамичный визуальный образ Путешествия в мир русской литературной классики прохожих улиц нашего города.

Стилистика и техника изобразительного ряда.

По замыслу стилистика должна органично вырастать из темы и эпохи и особенностей каждого из писателей. Но в основе будет лежать искусство силуэта популярное в 18-19 вв., получившее второе дыхание на рубеже 20 столетия. В перегруженной цветовыми пятнами и разными материалами городской архитектурной среде, этот лаконичный и выразительный стиль будет хорошо работать, собирая архитектурное уличное пространство новым камертоном.

Идеальной техникой для этого проекта было бы «сграффито» (с итальянского «процарапывание») – это одна из классических монументальных фасадных техник, известное не одно столетие, где на стену последовательно наносятся слои штукатурки, при процарапывании - прорезании до нужного слоя получается изображение. При этом работает рельеф, глубину которого можно варьировать толщиной слоя. Хорошим примером масштабного использования этой техники может быть Прага, нужно ли говорить об эстетических архитектурных качествах этого города.

Возможны и другие варианты техник и материалов, к примеру, этот проект мог быть выполнен в металле, в технике чеканки. Главным плюсом здесь является долговечность и возможность монтажа-демонтажа, что особенно актуально в городе - курорте, где перед каждым сезоном поновляются-белятся фасады.

Варианты использования оформления улиц писателей.

Особенно ценно в этом проекте возможность, организовать культурную жизнь, например это может быть праздник День улицы, приуроченный ко дню рождения писателя. С рядом мероприятий: ярмарка, гуляния, литературные чтения, перформансы, может быть, карнавал.

Было бы хорошо, если с течением времени на этих улицах появились камерные скульптуры с теми же литературными персонажами и писателями, таким образом улицы будут уютными и интересными и привлекут к себе горожан и туристов.

Стоит ли говорить, что этот проект увеличит инвестиционную привлекательность Анапы?

Согласятся ли владельцы домов? Эти улицы станут красивой достопримечательностью, не имеющей аналогов, по крайней мере, в России, на которые устремятся туристы с детьми, с фотоаппаратами, конечно же, они захотят поесть, купить сувениры и т.д. Я думаю эти перспективы понятны всем.

Примечание. В качестве продвижения проекта, предлагаем временную акцию, в качестве демо-версии: мы берём одну улицу (скажем Гоголя, на ней есть бульвар и она подходит для праздничного перформанса) и все изображения делаем из бумаги и наклеиваем на стены домов одной из улиц. (временно - на один или несколько дней). По окончанию акции все изображения снимаются без ущерба для фасадов.

Рассмотрим «улицы казачьих полков».

В Анапе четыре улицы названы в честь казачьих полков: Гребенская, Терская, Астраханская, Черноморская. Учитывая, что тема казачества, патриотического воспитания и формирование исторической памяти на Кубани весьма актуальна, отражение истории возникновения этих казачьих полков, богатая боевая слава, полковые знаки, знамёна – все эти основные вехи могут украсить одноимённые улицы. Таким образом, обязательный школьный предмет – Кубановедение, тоже выйдет на улицы, а для туристов оживет визуализированная история Края.

Таким образом, мы получим объёмную культурно - образовательную ситуацию, где историческая память будет явлена нам не только в слове и тексте, но и визуально наглядно на улицах города, конвертируясь в уникальность туристического места.

Рассмотрим «Анапу историческую».

Цель этой части проекта - проявить, показать исторические культурные слои города, начиная с древнейших времён. Художественными дизайнерскими средствами накинуть ажурную вуаль старого города на несколько центральных улиц. Начиная с элементов реконструкции античной Горгиппии, заканчивая мавританским стилем, распространённым в Анапе на рубеже 20 в. Как и в предыдущих случаях, речь идёт о подборке нескольких элементов характерных для того или иного архитектурно-исторического стиля, которые «прошьют» улицы по фасадом зданий, как единый камертон, общий эстетический знаменатель. Проект может быть выполнен в следующих техниках: сграфитто, рельефе, мозаике или в металле. В праздничные дни (а вернее ночи) можно многократно усилить эффект присутствия живой истории на улицах города, при помощи голографических проекций «Старой Анапы» на стены новой.

Заключение.

Любой город, как и любой человек, может прожить без культуры и без образа, но стоит ли говорить о качестве такой жизни. Анапа, как город, тем более курортный, просто нуждается в серьёзном, культурно-эстетическом вмешательстве иначе она превратится, если не превратилась уже, в одноразовую посуду для Fаst food- а.

Мы предлагаем перспективу заведомо выигранного соревнования городов Черноморского побережья при условии поддержки стратегического бренда – О! О! О! - «Анапа – город Образования, Оздоровления, Отдыха».

Другие работы:

Новый этнокультурный проект "Спеть Россию", как особый способ взаимодействия и диалога фольклорных коллективов, актуализирует порожденные историей совместного проживания народов Северного Кавказа формы взаимопонимания. Проект реализуется в два этапа: Московский и Северо-Кавказский. В рамках проекта планируются концерты кавказских и казачьих землячеств Москвы, а также "Кавказский фестиваль" в субъектах ЮФО и заключительный концерт в Чеченской Республике. Более подробно о проекте корреспонденту "Росбалт-Юга" рассказал автор идеи и руководитель проекта "Спеть Россию", член Московского союза художников Родион Кузнецов.

— Родион Анатольевич, почему такое название — "Спеть Россию"? Как возникла идея этого проекта?

— Название родилось после чтения текста лекции Ефима Островского, где он рассказывал о том, как группа проектировщиков после развала СССР, раздумывая о судьбе вновь образованного государства на территории бывшего союза, решила, что страну надо спеть. Далее, почти цитата, — "чтобы на месте России не было зияющей раны, Россию необходимо спеть". Фраза очень понравилась, никаких объяснений в лекции больше не больше, но нас это подтолкнуло к собственному "мозговому штурму". В это время мы снимали материал к документальному фильму о культурной жизни в Москве кавказских землячеств. (Прежде всего, адыгов). Я получил в подарок изданную в 2005 году книгу "адыгских песен" о войне 19-го века. Поскольку сам немного знаю песенную традицию казаков (лет 8 стараюсь ходить в коллектив "Казачий круг"), обратил внимание на совпадение не только темы, но абсолютную синхронизацию эмоций, переживаний человеческого горя, потерь, подвигов, чести, воинской славы у черкесов и казаков. Это и стало замечательной подсказкой для названия того, что мы задумали.

Интересно, что именно в Москве многие приехавшие из своих республик впервые прикасаются к своему народному наследию (песням и танцам). Это случилось и со мной. До Москвы я почти не слышал на Дону казачьей песни и, тем более, не имел случая встретиться с ее исполнителями. Интерес этот возник в Москве и побудил меня к собственным фольклорным исследованиям и экспедициям.

То же самое, во многом, происходит и с кавказской молодежью. Мне, как художнику, ближе понимание эстетических (культурных) основ межнациональной связности, чем политических и экономических. И, кажется, (уже как "гражданину", который интересуется обустройством новой мирной жизни на Северном Кавказе), что именно эта связанность, эти механизмы гораздо эффективнее "бомб и денег", которыми мало что решалось до настоящего времени.

— Каковы цели и задачи проекта?

— Проектом предполагается вывести бытовое межэтническое взаимодействие из пространства конфликтной "повседневности" в художественное пространство культурного обмена. Примером такого позитивного взаимопонимания являются традиции продуктивного межнационального взаимодействия народов на территории Северного Кавказа. За гримасами последних кавказских конфликтов, к сожалению, теряется образ неповторимого единства человека и его местообитания, образ духовной наднациональной идентичности. Если вывести в открытое информационное пространство не "протокольные лица "Х-национальностей", а главные выражения национальной души — музыку, песню и танец, то взаимные негативные оценки потеряют свою актуальность, нивелируются, постепенно заменяясь переживанием общенациональной связанности. Исторически сложился "главный инструмент" диалога российского центра и кавказских территорий страны — казачество, включающее в себя Терское, Кубанское и Донское "войска". Даже "война с горскими народами" демонстрировала примеры поистине рыцарского благородства с обеих сторон, превращая противоборство в соревнование. Взаимное уважение противников скреплялось многообразным культурным обменом: мелодии, лезгинка, национальный костюм, институты куначества, аталычества. Знающие песенную традицию народов ЮФО понимают — песни, например, времен Кавказской войны с обеих сторон содержат одни и те же смыслы: переживания горя утраты, воспевания подвигов, мольбу о воле и свободе как способе "сбережения" своих народов. Этот исторический образ взаимодействия, актуализированный в современной ситуации, может выступить мощным фактором, консолидирующим юг России. Проектом "Спеть Россию" подразумевается воссоздание культурной связанности многонационального юга России средствами, порожденными самой культурой в драматичный период ее истории — в Кавказской войне 19-го века.

— А нет ли опасности потревожить, как говорится, "старые раны" и вызвать новый всплеск современного переживания "национальных обид"?

— Любое информационное сокрытие происходящего на Северном Кавказе не является способом разрешения внутренней конфликтности, а проект исходит вовсе не из социально-политической плоскости — он предусматривает совместное переживание прошлой и нынешней истории художественными средствами, которые заведомо "мирные". Нам не достает положительной событийности, причем положительной не в смысле "камуфлированной" действительности, а сообщений о реально положительных явлениях. В них меньше современно понимаемой остроты, соответствия моды на определенный информационный факт. Но на самом деле главным (основным) в жизни являются раздумья и усилия каждого народа России в создании будущего. "Спеть Россию" приобретает уже масштаб не разового "проекта" (как принято понимать это слово сейчас), а перспективного социального проектирования — поиска общих, надэтнических оснований совместной жизни разных народов России (pro jektum с латыни — бросок в будущее). "Фестиваль" не должен заканчиваться (превратиться в разовое, хоть и масштабное мероприятие) — он должен запустить созидательный процесс, начать новую совместную песню, хоровое исполнение новой России. Есть такая кавказская пословица: "Кто идет на запах шашлыка, может прийти в то место, где клеймят ослов". Это не очередное политическое мероприятие — с пафосом дежурной "дружбы народов". Мы не шли на запах шашлыка, а исходили из гуманитарного (человеческого) интереса, заинтересованности. Это своего рода укрупнение человека, который думает о судьбе страны в контексте малой родины. Ведь для кавказцев очень важно признание содеянной с ними несправедливости.

— Как именно будет реализовываться проект (можно сказать масштабный фестивать)?

— Ведущие коллективы исполнителей казачьей песни ("Казачий Круг", "Братина", "Станица", "Бузулук") выезжают с концертной программой на Кавказ — начиная с Адыгеи. В каждой республике, крае они выступают с местными коллективами. Исторический образ казачества, актуализированный в современной ситуации, может выступить консолидирующим фактором, преодолевающим взаимные негативные оценки русских и кавказцев, сложившиеся в новейший период истории России. Далее "фестиваль" уже с участием адыгских коллективов движется от субъекта к субъекту Южного федерального округа, присоединяя к своей программе народные коллективы каждой очередной республики.

В качестве актуальных и перспективных итогов (эффектов) проекта нам видятся следующие результаты:
— с одной стороны, это событие может стать основой создания обновленной "типологической легенды" Юга России — интегрирующим российским проектом для Северного Кавказа (ЮФО),
— с другой стороны, культивирование регионального самосознания и местной культуры является необходимым условием "отклика" населения ЮФО на федеральный проект обеспечения политического и социально-экономического единства России,
— сегодняшнюю тактическую слабость региона можно обратить в стратегическое преимущество, опираясь на демографический потенциал — активность многонационального населения. Укажем на менее очевидные, но значимые и перспективные эффекты проекта. В их числе коллективное понимание того, что в качестве противодействия "издержкам" глобализации может явиться организованный "спрос" на крепкие этносы и коллективную память, местное своеобразие и культурные традиции. Мир возвращается не только к прежним рубежам, но и к прежнему, национальному человеку, который пришел на смену "всечеловеку" коммунистической идеологии и, кажется, "всечеловеку" европейской цивилизации.

Беседовал Олег Гапонов ИА «Росбалт»