Поддержите сайт: номер кошелька Яндекс-Деньги - 410011377083748

Коллекция христианских древностей анапского музея: история формирования и изучения

Комплектование современной археологической коллекции Анапского музея началось с 1945 г., когда разоренный в годы Второй мировой войны городской музей был возрожден вновь. За более чем полувековой период в музее сформировалась небольшая, но очень ингересная коллекция предметов археологии, имеющих отношение к христианству.

Первая поступившая в музей находка была сделана в 1954 г. археологической экспедицией ИИМК под руководством И.В. Поздеевой. При охранных раскопках некрополя Горгиппии в котловане под строительство к/т "Родина" в Анапе в одном из позднейших погребений была найдена краснолаковая тарелка с клеймом в виде креста (Поздеева И.В., 1954, с. 17). Сразу же после поступления в музей находка заняла место в его экспозиции.

Следующее пополнение коллекции состоялось в 1962 г., когда в музей была передана каменная надгробная плита со средневековой греческой надписью, найденная в окрестностях ст. Гостагаевской.

Заметно коллекция христианских древностей пополнилась в начале 1970-х гг. Научным сотрудником музея А.И. Саловым при участии Анапской экспедиции ИА АН СССР (руководители И.Т. Кругликова и Е.М. Алексеева) в музей на окрестностей х. Уташ были доставлены три надгробных стелы с изображением креста, заключенного в круг. Памятники происходят с обширного средневекового христианского некрополя, известного еще по разведкам А.С. Башкирова в 1927 г. (Башкиров А.С., 1928, с. 77).

В 1972 г. в музей поступило найденное на могильнике у х. Красный Курган надгробие с рельефньм изображением двух мужских фигур в эдикуле, фронтон которого украшен крестом.

В начале 1980-х гг. в музей были переданы два позднесредневековых перламутровых нательных крестика, место и обстоятельства находки которых, к сожалению, остались неизвестными.

В середине второй половины 1980-х гг. пополнилась коллекция краснолаковой керамики с христианской символикой. Один фрагмент блюда с оттиском креста был найден в 1985 в. на территории археологического заповедника "Горгиппия" при рас-копках Анапской экспедиции ИА, второй обнаружен в 1986 г. научным сотрудником Анапского музея Н.Д. Нестеренко также в пределах городища Горгиппии при обследовании траншеи по ул. Кубанской в Анапе. В 1987 г. археологическим отрядом Анапского музея под руководством Н.Д. Нестеренко на некропо-ле Горгиппии в погребении I в. была найдена еще одна краснолаковая тарелка с клеймом в виде четырехконечного креста в ромбовидной рамке (Нестеренко Н.Д., 1987, с. 15, рис. 131).

Еще один христианский лапидарный памятник, поступивший в музей, был найден Анапской экспедицией ИА РАН в 1993 г. При охранных раскопках некрополя Горгиппии по ул. Терской в Анапе в кладке позднего колодца был обнаружен разбитый на две части монументальный каменный крест с греческой надписью, пока еще не переведенной (Алексеева Е.М. и др., 1993, с. 27, рис. 34).

Наконец, в начале 2000 г. в музей поступила створка брон-зового креста-энколпиона с изображением Христа, случайно найденная в 1999 г. на средневековом поселении у п. Светлый ПутьТемрюкскогорайона.

В настоящее время коллекция христианских древностей Анапского музея насчитывает тринадцать предметов (четыре краснолаковых тарелки с христианской символикой, шесть лапи-дарных памятников, три нательных креста), десять из них экспонируются.

Несколько предметов этой коллекции уже введены в научныйоборот.

В 1982 г. И.Т. Кругликова в числе материалов из раскопок горгиппийского некрополя 1954-1964 гг. опубликовала упомянутую краснолаковую тарелку с крестом. На основании аналогий клейму находка была датирована V в. (Кругликова И.Т., 1982, с. 122-124, рис. 6, 3). Эта тарелка, а также фрагменты чаш с крестами из позднеантичных слоев городища Горгиппии привлекались в ряде работ Е.М. Алексеевой в качестве свидетельства суще-ствования на месте Горгиппии в ІѴ-V вв. поселения и распростра-нения среди его населения христианской религии (Алексеева Е.М., 1986, с. 48; 1988, с. 84; 1997, с. 76; 2000, с. 86).

Тарелка с крестом из открытого в 1987 г. погребения I в. опубликована в обзоре античных коллещий Анапского археоло-гического музея (Харалдина З.Е., Новичихин А.М., 1994, рис. 4).

Начало изучению лапидарной части коллекции положил А.И. Салов. В опубликованной им в 1979 г. статье "Материалы для археологической карты Анапского района" содержится краткая информация о находках христианских надгробий у х. Красный Курган и у х. Уташ (Салов А.И., 1979, с. 101, 32, 38). Судя по всему, А.И. Салов готовил более обстоятельную публикацию этих, памятников, в контексте раннесредневековых находок в районе Анапы. 0б этом свидетельствуют сохранившиеся в его архиве черновики и переписка с В.А Кузнецовым и Т.В. Блаватской. Впоследствии один из памятников - рельефное надгробие из могиль-ника у х. Красный Курган - было опубликовано А.И. Саловым вместе с другими материалами этого некрополя. На основании формы изображенного на фронтоне креста памятник датирован исследователем IV в. (Салов А.И., 1985, с. 57-58, рис. 3).

Надпись из ст. Гостагаевской долгое время не привлекала внимания исследователей, хотя известно, что АИ. Салов обра-щался к эпиграфистам с предложением сделать ее перевод. Перевод и публикацию надписи осуществил в 1987 г. в обзоре византийских надписей СССР В.П. Яйленко. Согласно его переводу надпись гласила: "Упокоился раб Божий и дитя Охормаз. Генед-жуата, жена Кан/../атола /поставила памятник/ в году тысяча сто...". Примечательно, что упомянутые в надписи имена являются адыгскими. Этот интересный эпиграфический памятник указывает на распространение в среде адыгского населений района Анапы в XII в. греческого языка, христианской религии и связанного с ней летоисчисления (Яйленко В.П., 1987, с. 169, рис. 4). Впоследствии эта надпись упоминалась в обзоре средневековых археологических находок из окрестностей ст. Гостагаев-ской (Новичихин А.М., 1993, с. 139) и в популярном очерке

средневековой истории Анапского района (Новичихин А.М., 2000 г., с. 95-96/.

Одно из уташских надгробий было опубликовано в упомянутой работе В.Д. Яйленко (Яйленко В.П., 1987, с. 169, рис. 5). После открытия сотрудниками Анапского музея у х. Уташ крупного средневекового поселения, находки здесь христианских надгробий были связаны с его некрополем (Новичихин А.М., 1992, с. 75-76). В,А. Кузнецовым данная группа стел была привлечена в качестве аналогий христианским надгробиям некрополя поселения Козьи скалы в Пятигорье (Кузнецов В.А, 2000, с. 77).

В настоящее время ведется работа над составлением ката-лога анапской коллекции христианских древностей. Примечательно, что некоторые из хранящихся в Анапском музее находок не только иллюстрируют события христианской истории Причерноморья, известные по письменным источникам, но и, в известной мере, дополняют их. Так, к примеру, отмечено, что уташские надгробные стелы выполнены в манере, характерной для средневекового Крыма. Это обстоятельство, а также анализ обнаруженной в 1894 г. близ х. Уташ в виноградниках "Хан-Чокрак" надписи о сооружении себастом Артемием храма Преображения Христова (Латышев В.В., 1896, с. 115-116) дали основания предполагать, что христианское население района Анапы в ѴІІІ-X вв. входило в подданство крымской Сугдейской епархии (Новичихин А.М., 2000 б,с. 108-109).

Следует надеяться, что изучение других предметов собранной Анапским музеем коллекции христианских древностей также дополнит имеющиеся сведения по истории христианства на Западном Кавказе.

Примечания

Алексеева Е.М. 1986. Культы Горгиппии // СА. № 4.

Алексеева Е.М. 1988. Горгиппия в системе Боспорского царства первыхвековнашейэры//ВДИ.№2.

Алексеева Е.М. 1997. Античный город Горгиппия. М.

Алексеева Е.М. 2000. Горгиппия - город Боспорского царства // Очерки по истории. Анапы. Анапа.

Алексеева Е.М. и др. 1993. Отчет о работе в 1993 г. экспедиций:

Анапской института археологии РАН и Горгиппийской Гос. Краснодарского историко-археологического музея-заповедника // НААМ,А1-45,45а.

Башкиров А.С. 1928. Археологическое обследование Таманского полуострова летом 1927 г. //Труды секции археологии РАНИОН. Ш.М.

Кругликова И.Т. 1982. Раскопки некрополя в районе Астраханской улицы в 1954-1964 гг. //Горгиппия. П. Краснодар.

Кузнецов В.А. 2000. Вопросы истории раннего христианства на Северном Кавказе // XXI Крупновские чтения" до археологии СеверногоКавказа.Кисловодск.

Латышев В.В. 1896. Сборник феческих надписей христианских временизЮжнойРоссии.СПб.

Нестеренко Н.Д. 1987. Отчет об охранных раскопках Анапского археологического музея в 1987 г. // НА АМ, АI - 36, 36 а.

Новичихин А.М. 1991. Средневековое поселение у х. Уташ

Анапского района// Древности Кубани. Материалы научн.-прак тич. конф. Краснодар.

Новичихин А.М. 1993. Новые данные о средневековых археологических памятниках в окрестностях станицы Гостагаевской // Древности Кубани и Черноморья /ЗШаіа Ропіосаѵсазіса, I/. Краснодар.

Новичихин А.М. 2000 а. Анапский район в средние века // ОчеркипоисторииАнапы.Анапа.

Новичихин А.М. 2000 б. Древнейший христианский храм на Анапской земле /к интерпретации надписи из Хан-Чокрака/ // XXI "Крупновские чтения" по археологии Северного Кавказа. Кисловодк.

Поздеева И.В. 1954. Раскопки Горгиппии 1954 года. Полевой отчет // Отчеты о работе Анапской археологической экспедиции 1954-1956 гг.//НААМ,А 1-1.

Салов А.И. 1979. Материалы для археологической карты Анапскогорайона//КСИА.Вып.159.

Салов А.И. 1985. Случайные находки у х. Красный Курган в 1971 и 1972 гг.//КСИА.Вып. 182.

Харалдина З.Е., Новичихин А.М. 1994. Античные коллекции Анапскогомузея//ВДИ.№,2.

Яйленко В.П, 1987. О "Корпусе византийских надписей в СССР" //ВВ.Вып.48.

Принятыесокращения

ВВ-Византийскийвременник.

ВДИ-Вестникдревнейистории.

ИА АН СССР - Институт археологии Академии наук СССР.

ИА РАН - Институт археологии Российской академии наук.

КСИА- Краткие сообщения института археологии.

НА АМ - Научный архив Анапского музея.

РАНИОН - Российская ассоциация научно-исследовательс-

ких институтов обіцественных наук. СА-Советскаяархеология.

 

Новичихин А.М.
Музейный вестник. Краснодар, 2001.