Поддержите сайт: номер кошелька Яндекс-Деньги - 410011377083748

Канонерская лодка "Эльпидифор №415"

Случайное упоминание о боевом корабле с звучным названием "Эльпидифор", лежащем где-то у Высокого берега со времен Гражданской войны, побудило собрать дополнительные материалы.

Как и все анапчане, я тысячи раз бывал в сквере памяти у вечного огня. Но только теперь обратил внимание на то, что там же захоронены 12 моряков с канонерской лодки «Эльпидифор – 415», погибшие в бою с французскими миноносцами 9 января 1921 года недалеко от Высокого берега.

Немного справочной информации:

ЭЛЬПИДИФОР:     транспортно-десантное паровое судно, применявшееся в составе русского Черноморского флота в период 1-й мировой войны. Кормовое расположение машинного отделения позволяло перемещением грузов уменьшать осадку носом до нуля и осуществлять т. о. разгрузку и высадку десанта (500 — 1000 чел.) прямо на необорудованный берег, по сходням. Водоизмещение около 1 тыс. т, вооружение — малокалиберная артиллерия.

Т.е. "Эльпидифор" - название целого класса судов, а не одного корабля. В качестве названия как правило фигурировал номер боевого корабля.

Выглядел корабль данного типа примерно так:
(источник фото: http://sovnavy-ww2.by.ru/)

Случай с Эльпидифором описывается как последняя попытка интервенции на Черноморском побережье в Гражданской войне.

В качестве дополнения к истории гибели корабля были найдены только следующие материалы:

"9 января 1921 года канонерку "Эльпидифор № 415", на борту   которой   находились   катера "Быстрый" и "Буйный", вблизи Анапы обстреляли французские миноносцы. Канонерка стала заполняться водой и сначала отошла под прикрытие береговых батарей, а потом выбросилась на берег. "Пассажиров" спустили на воду и перевели в Севастополь, из-за серьезных повреждений восстанавливать их не стали и разобрали на запчасти" (http://www.warships.ru/MK/MK-11/Mk-11-1.htm)

О местонахождении погибшей канонерской лодки я узнал из воспоминаний Игоря Михайловича Дьяконова (12 января 1915, Санкт-Петербург — 2 мая 1999, Санкт-Петербург) — крупнейшего российского востоковеда, который в 1927 году, будучи еще ребенком, отдыхал в Анапе с родителями:

"...Папа был непоседлив; рутина ежедневного хождения на пляж за три версты его не устраивала. Без экскурсий он жить не мог. К сожалению, выжженная и пустая окрестность Анапы не манила ни к каким прогулкам. Поэтому решено было идти по берегу моря, под обрывом, к видневшемуся вдали мысу Утриш. Тогда еще через каждые несколько километров по берегу Черного моря не были поставлены погранзаставы, и ходить вдоль моря можно было беспрепятственно в любое время. Итак, мы забрали с собой походную провизию, повязали головы платками и полотенцами, спустились с бульвара на узкую, каменистую прибрежную полосу и двинулись на юг. ... Далеко за полдень мы пришли, наконец, к месту, где был выброшен на береговую мель транспорт, погибший в первую мировую войну – «Елпидифор», о котором мы слышали еще в Анапе. Если бы, как мы мечтали всю дорогу, мы могли влезть на мертвый пароход по сто рыжим ржавым бокам, мы были бы с Аликом вознаграждены за все. Но, увы, это оказалось неосуществимым: он был слишком далеко от берега, да и лазать по нему было страшно – по крайней мере страшно за нас нашим родителям, – и мы не могли даже попробовать подобраться к кораблю. ..."

Остатки боевого корабля обнаружить легко. Теперь он лежит прямо на берегу, под скалами. Про "Эльпидифор №415" не забыли. На остове есть памятная надпись. Будете проходить мимо - обратите внимание:

 

 * * *

По материалам книги "Затонувшие суда Черного и Азовского морей" А.В. Ёлкина и С.Ю. Курносова