Поддержите сайт: номер кошелька Яндекс-Деньги - 410011377083748

Затонувшие суда анапского побережья

По материалам книги "Затонувшие суда Черного и Азовского морей" А.В. Ёлкина и С.Ю. Курносова

 

3. Эскадренный миноносец «Громкий»

Эскадренный миноносец «Громкий»

Рисунок эсминца «Громкий» на грунте, сделанный по эскизам, предоставленным клубом «Адмирал Нельсон», г. Новороссийск

 

Заложен на Невском судостроительным и механическом заводе в Санкт-Петербурге. Перезаложен на Николаевском адмиралтействе (г. Николаев). Достроен в Николаеве.

Водоизмещение: 1110 т
Длина: 97,99 м
Ширина: 9,3 м
Осадка: 3,41 м
Мощность механизмов: 24500 л.с.
Скорость: максимальная — 34 уз., экономическая — 21 уз.
Вооружение (на 1916 г.): 3 102-мм орудия, 2 47-мм зенитных орудия, 4 7,62-мм пулемета, 5x2 457-мм торпедных аппарата, 80 мин
Экипаж: 111 человек.

25 апреля 1918 г. германское командование предъявило советскому правительству ультиматум о сдаче Черноморского флота. 29 апреля 1918 г. эсминец вместе с другими кораблями ушел из Севастополя в Новороссийск, чтобы избежать захвата кайзеровскими войсками.

28 мая 1918 г. была получена секретная директива, подписанная В. И. Лениным, о необходимости уничтожения кораблей Черноморского флота. 17 июня 1918 г. эсминец «Громкий» был затоплен экипажем у Мысхако в точке 44°37'N 37°49'E на глубине 36-42 м. В 1947 г. при разминировании Цемесской бухты «Громкий» был обнаружен и обследован Аварийно-спасательной службой Черноморского флота, но ввиду сильной коррозии корпуса, надстроек и механизмов был оставлен на грунте.

Корабль лежит на левом борту, до половины погрузившись в ил. При затоплении он ударился носом о дно, поэтому носовая часть (форштевень) свернута на правый борт. Сейчас эсминец является одним из наиболее примечательных затопленных объектов Новороссийской бухты, на него организует погружения Центр подводного плавания «Адмирал Нельсон» (Новороссийск).


4. Линейный корабль «Свободная Россия»

Линейный корабль «Свободная Россия»

Рисунок линейного корабля «Свободная Россия» на грунте, сделанный по эскизам, предоставленным клубом «Адмирал Нельсон», г. Новороссийск 

 

Заложен 17.10.1911 г. на заводе «Наваль» в Николаеве. Спущен на воду 24.05.1914 г., вступил в строй 5.10.1915 г. Изначально носил название «Екатерина II», с 14.06.1915 г. переименован в «Императрицу Екатерину Великую», а с 16.04.1917 г. — в «Свободную Россию».

Водоизмещение: 23873-24960 т
Длина: 169,46 м
Ширина: 28,07 м
Осадка: 8,36 м
Мощность двигателей: 27000 л. с.
Скорость: 21 уз.
Вооружение: 12 305-мм орудий, 20 130-мм орудий, 8 75-мм зенитных орудий, 4 7,62-мм пулемета Торпедных аппарата 4 457-мм.

30.04.1918 г. убыл из Севастополя в Новороссийск. 18.06.1918 г. для того чтобы линкор не достался наступающим германским войскам по приказу В. И. Ленина, корабль был торпедирован эсминцем «Керчь». По воспоминаниям командира «Керчи» В. А. Кукеля:

С расстояния в 5 кабельтовых эсминец дал залп из двух торпед: одна взорвалась под линкором, другая прошла мимо. Корабль остался на плаву, лишь столб черного дыма поднялся над боевой рубкой. Через полчаса была выпущена третья торпеда, и хотя она взорвалась в кормовой части линкора, тот не получил значительных повреждений, крен и дифферент отсутствовали. Четвертая торпеда взорвалась в районе кормовой башни, но корабль по-прежнему держался на поверхности.

Следующая торпеда, выпущенная в середину корпуса линкора, внезапно повернула обратно. И только шестая торпеда завершила дело, вызвав взрыв погребов между второй и третьей башнями. «Эффект взрыва был потрясающий. Столб бело-черного дыма поднялся выше мачт и закрыл своим основанием почти весь корабль... Когда дым несколько рассеялся, представилась удручающая картина: броня и бортовая обшивка как правого, так и левого борта отвалились, и в этой части корабля появилась огромная просвечивающая насквозь брешь.

Через 2 мин. 3 с. после взрыва линкор стал медленно крениться на правый борт, с дифферентом на нос. Спустя еще 3 мин. 42 с. корабль перевернулся вверх килем. Все это сопровождалось страшным лязгом и грохотом срывающихся со своих оснований огромных трехорудийных 12-дюймовых башен, которые скатывались по наклонной палубе «Свободной России», сметая все на своем пути». Через 37 минут после взрыва корпус линкора скрылся под водой.

В 1930-х годах ЭПРОНом были подняты две башни главного калибра, лежавшие рядом с корпусом. Сам линкор лежал на грунте вверх днищем на глубине 42 метра, возвышение над грунтом 13 метров. Прежде чем приступить к подъему корпуса, необходимо было изъять из погребов корабля боезапас — несколько сотен тонн снарядов и полузарядов с порохом. Для подъема боезапаса привлекли курсантов Водолазной школы под руководством опытных водолазов И. Т. Чертана и В. И. Правдина.

Для проникновения в погреба возникла необходимость пробить лазы в днище линкора. Первый заряд сработал удачно, путь к одному из погребов был открыт. Чертан заложил еще один боезаряд над снарядным погребом. При взрыве заряда сдетонировали снаряды главного калибра. Вода взметнулась на высоту более 100 метров, волной притопило водолазный бот, с палуб катеров обеспечения смыло людей. Чертан, находившийся без шлема, в тяжелом водолазном снаряжении, волной был сброшен за борт. Курсантам едва удалось его спасти. При обследовании линкора комиссией ЭПРОНа, в связи с тем, что корпус сильно разрушился, было принято решение от подъема отказаться.

"Свободная Россия" — в последнее время достаточно посещаемый дайверами объект. Так, летом 2002 г. на него погружались аквалангисты клуба «Нептун-Про». Линкор лежит вверх килем, винты отсутствуют. Сильные разрушения носовой части корабля. Доступ во внутренние помещения затруднен.

Координаты 44°36'N З7°53'Е.

7. «Кола»

Обломки «Колы» в районе мыса «Железный рог» 

Фрагмент задрайки с транспорта «Кола»

 

Грузовой пароход, спущенный на воду в 1906 г. и первоначально носивший название «Амантея».

Вместимость: 2564 брт.
Скорость: 10,5 уз.

В составе Черноморского флота с 22.06.1941 г. В ночь с 18.07.1941 г. транспорт «Кола» следовал порожняком совместно с транспортом «Новороссийск» из Новороссийска в Феодосию. Ночью «Кола» отстала и потеряла из виду «Новороссийск», на борту которого находился лоцман. Боясь вражеских подводных лодок, судно начало прижиматься к берегу. В районе мыса Железный Рог вышло на советское минное заграждение. В 07 ч. 47 м. 19.07.1941 г. «Кола» подорвалась на мине и затонула, согласно архивным данным, в точке 45°03'N 37°02' Е. При этом погибло 3 человека, спаслось — 33. В 1999 году во время проведения экспедиции тольяттинским клубом «Нептун-Про» совместно с московским клубом «Десса» судно было обнаружено в точке 44°59 N 36°41'Е, в 28 км западнее от координат, предоставленных архивом.

Глубина на месте гибели 28 метров, судно возвышается над грунтом на 14 метров. Хорошо сохранились кормовая часть с надстройкой и нос корабля с огромными якорями. Средняя часть, где находятся трюмы, сильно разрушена. Можно свободно проникнуть в машинное отделение. Рядом с корпусом лежат мачты. Судно интересно для дайвинга.

Удаленность от берега 14 км.

10. «Днепр»

Санитарный транспорт. Бывшее учебное судно. Водоизмещение: 12589(?) брт. С 12.08.1941 г. санитарный транспорт. Штатная эвакоемкость 200 человек.

3 октября 1941 года транспорты «Абхазия», «Днепр» и «Чехов» в охранении эскадренного миноносца «Смышленый» и тральщика Т-408 «Якорь» (борт. №23) вышли из Новороссийска в Севастополь. Командиром «Днепра» был капитан 3 ранга А. Н. Моргунов.

В 19 ч. 20 м. юго-западнее мыса Утриш транспорт «Днепр» был атакован торпедоносцами противника, которые выпустили по нему с малой высоты с дистанции около тысячи метров шесть торпед. Транспорт на полном ходу уклонился от пяти торпед, но одна поразила его в среднюю часть, и он в 19 ч. 30 м. затонул в точке 44°38'N 37°15'Е.

Тральщик «Якорь» поднял из воды на месте гибели судна 163 человека. Погибли 40 человек.

Глубина на месте гибели 1200 метров.

11. «Фабрициус»

Грузовой пароход.

Водоизмещение 2434 брт.
Скорость 9 уз.

Спущен на воду в 1906 году, первоначальное название — «Сайда». В составе Черноморского флота с 27.07.1941 г. как военный транспорт.

2.03.1942 г. транспорт «Фабрициус» (капитан М. И. Григор) вышел без охранения из Новороссийска в Камыш-Бурун, имея на борту 700 человек маршевого пополнения, 6 минометов, 1200 тонн фуража, 20 лошадей и 12 повозок. В 01 ч. 45 м., находясь между Новороссийском и Анапой, «Фабрициус» был атакован с дистанции 300-500 метров немецким самолетом-торпедоносцем Не-111.

Попытка уклониться не удалась, торпеда попала в правый борт, погибло около 10 человек. Судно не затонуло только потому, что груз сена и бочек держал его на плаву. Капитан принял решение посадить судно на мель. По рации были вызваны буксиры, на помощь подошел транспорт «Василий Чапаев».

Спустя 2 часа, в 150 метрах от мыса Малый Утриш судно было посажено на мель. В последствии были предприняты попытки подъема, но начавшийся шторм окончательно посадил судно на камни. Экипаж судна находился на нем до августа 1942 г.

В добавок ко всему 16.05.1943 г. из подводного положения с расстояния в пять кабельтовых подводная лодка М-111 под командованием капитан-лейтенанта М. И. Хомякова всадила в «Фабрициус» две торпеды, приняв его за вражеский корабль.

Согласно архивным данным, остатки «Фабрициуса» находятся в точке 44°45'N 37°28'Е. Если эти координаты наложить на карту, судно лежит на берегу, в горах, на высоте 368 метров и в 5 км от моря. Фактические координаты «Фабрициуса» 44°42'N 37°27'Е. По официальным данным, после войны судно по частям поднято АСС ЧФ, но это не совсем соответствует действительности. Судно в последний раз обследовалось в 2002 г. тольяттинским клубом «Нептун-Про».

На глубине от 4 до 18 метров разбросаны обломки металла, по которым трудно представить что-то напоминающее корабль. Кое-где видны кнехты. Удалось найти якорь. Для дайвинга «Фабрициус» интереса не представляет, зато вокруг, как под водой, так и на берегу, очень красива природа. Есть версии, что «Фабрициус» затонул не на мысе Малый Утреш (Утрешонок), а на Большом Утреше. Там тоже обнаружены обломки судна.

12. Эскадренный миноносец «Смышленый» проекта 7У

Эскадренный миноносец «Смышленый»

 

Заложен 15.10.1936 г. (им. 61 коммунара, Николаев), перезаложен 27.06.1938 г. Спущен на воду 26.08.1939 г. До 25.09.1940 г. — «Полезный». Вступил в строй 10.11.1940 г.

Технические характеристики смотри: «Способный».

6 марта 1942 г., возвращаясь в Новороссийск после конвоирования транспортов, в районе мыса Железный Рог из-за штурманской ошибки в счислении «Смышленый» попал на советское минное поле и в 06 ч. 05 м. в точке 45°01'N 36'46'Е подорвался на мине. 1-е машинное и 2-е котельное отделения были затоплены, образовался крен на правый борт. Но плавучесть потеряна не была, корабль стал на якорь и запросил о помощи.

К аварийному кораблю были направлены из Новороссийска тральщики, катера, лидеры «Харьков» и «Ташкент». В минном поле удалось протралить фарватер, и «Смышленый» вышел на чистую воду. Пострадавший корабль еще мог дать ход до 8 узлов и идти в Новороссийск без буксировки. Но погода быстро ухудшалась, начинался шторм. Ветер усилился до 7 баллов, волнение моря — 5 баллов, поднялась пурга. Командир «Смышленого» доложил, что аварийный корабль не слушается руля.

В 00 ч. 49 м. 7 марта «Смышленый» остался без энергии и освещения, потерял ход. Было принято решение взять его на буксир, но все попытки завести буксирный трос не увенчались успехом. Командир «Смышленого» донес, что переборки не выдерживают, вода начинает распространяться по кораблю. Благодаря самоотверженной работе экипажа в 07 ч. 11 м. «Смышленый» снова смог дать ход. Но ветер достиг 10 баллов, волнение моря — 8. Возможности борьбы за живучесть в штормовых условиях иссякли, в 8 ч корабль потерял ход и стал лагом к волне. В 08 ч. 07 м. в точке 44°43'N 36°45'Е (по данным аварийно-спасательной службы — 44°45'N 37°04'Е, по отсчету с помощью метода обратной прокладки лидера «Харьков» 44°25' N 36°36' Е) «Смышленый» был положен волной на правый борт, придавив спущенные шлюпку и катер с личным составом. Приспущенная с левого борта шлюпка была разбита волной.

Эсминец быстро затонул с дифферентом на корму на глубине 98 метров, затем раздались три мощных взрыва — под водой рвались глубинные бомбы. Многие из державшихся на воде моряков погибли от динамического удара этих взрывов. Удалось спасти лишь 5 человек: трех тяжелораненых передали на сторожевой катер еще 6.03.1942 г., а при гибели «Смышленого» лидер «Харьков» смог подобрать из воды лишь двоих.

Данные гидролокации этого района отсутствуют. Если придерживаться глубины около 100 метров, вероятнее всего эсминец лежит на грунте в районе координат 44°43'N 36°45'Е.

Удаленность от берега около 40 километров.

13. «Валериан Куйбышев»

Бывший танкер объединения «Совтанкер». Спущен на воду в 1914 г. Бывший «Сураханы». В составе ЧФ с 27.07.1941 г.

Водоизмещение: 4629 брт.
Скорость: 10 уз.

2 апреля 1942 года танкер «Валериан Куйбышев» (капитан В. Г. Собко) с грузом 2500 тонн автобензина, 1000 тонн керосина, 250 тонн лигроина и 120 тонн смазочного масла в охранении эсминца «Незаможник» и двух сторожевых катеров и под прикрытием 2-х истребителей МиГ-3 следовал из Новороссийска в Камыш-Бурун. Скорость каравана была 10 узлов. В 18 ч. 59 м. у Таманского полуострова в районе банки Марии Магдалины в 10 милях к западу от Анапы в точке 44°57'N 36°58'Е танкер был атакован пятью торпедоносцами Не-111, два из которых в ходе отражения налета были сбиты. Из трех выпущенных с дистанции 10-15 кабельтовых торпед две прошли мимо благодаря произведенному маневру.

Первоначально казалось, что мимо пройдет и третья торпеда, но когда до танкера оставалось примерно 300 метров, торпеда резко изменила курс и пошла на судно. Попадание торпеды пришлось в район кормового танка №6 с 600 тоннами бензина. От взрыва на судне возник пожар. Пламя достигало высоты 30 метров. Огонь охватил кормовую часть танкера, кормовые мостик и надстройки. Вышли из строя рулевое управление и машинный телеграф. Вытекший из поврежденного танка бензин горел на воде вокруг судна.

Для борьбы с пожаром пытались применить пеноту-шение, но давление в магистрали рабочей воды не создавалось, так как она была повреждена. Других средств борьбы с пожаром на танкере не было. Капитан принимает решение спасать людей и разворачивает танкер так, чтобы огонь не задевал носовую часть, куда и было приказано перейти всему личному составу. После этого следует приказ оставить судно и прыгать с носа в воду. Удалось также спустить одну из шлюпок. Горящий танкер сдрейфовало на отмель, где он горел до 8 апреля, затем взорвался и, переломившись на две части, затонул.

Погибли 24 человека. Катерами охранения были спасены 32.

Последний раз судно было обследовано аквалангистами анапского дайв-центра. По их описанию: судно находится на расстоянии 200 метров от берега напротив Бугазской косы, недалеко от благовещенской погранзаставы. Танкер разломлен на две части, лежащие друг от друга на расстоянии 70 метров. Глубина: нос 8 метров, корма 12 метров. В спокойную погоду обе части видны как темные пятна. Сохранилась надстройка, в корме видны два трехлопастных винта. Рядом с носовой частью лежит якорь.

15. «Гордипия»

Вид «Гордипии» на гидролокаторе бокового обзора, взято из сайта www.wreck.ru

Шаланда «Гордипия» на грунте

 

Паровая землевозная шаланда.

Водоизмещение: 161 т
Длина: 42,6 м
Ширина: 8,5 м
Осадка: 3,0 м
Мощность двигателя: 250 л.с.
Дальность плавания: 1000 миль.

В мае 1920 г. была затоплена белогвардейцами в Ейске при отступлении, но вскоре поднята и в качестве транспорта включена в состав Керченского транспортного отряда Азовской военной флотилии (красных). 18.01.1921 г. сдана Главоду. В годы ВОВ в составе Азово-Черноморского техфлота обеспечивала воинские и народнохозяйственные перевозки по Азовскому морю. Обстоятельства гибели неизвестны.

Найдена аквалангистами дайв-центра, который находится в поселке Сукко, в 10 километрах от Анапы.

Судно лежит на ровном киле на глубине 18 метров.
Высота борта от грунта 5 метров.

Видны механизмы для открывания днищевых люков. В носовой части ниже ватерлинии — большая пробоина. В кормовой части находится паровая машина. Рядом с корпусом на грунте лежит труба. По словам аквалангистов, в 1970-х годах были произведены водолазные работы по очистке отсеков этой шаланды от взрывоопасных предметов. Для облегчения задачи водолазами были срезаны надстройки, но боеприпасы встречаются в корпусе судна и до сих пор. Один из московских дайв-клубов поднял с шаланды рынду.

Координаты местонахождения судна (не очень точные) — 44°47'N 37°22'E.

16. Торпедный катер №33

Типа Г-5, IX серия. Вступил в строй в 1937 г. До 1940 г. №63.

2 июля 1942 года между 10 ч. 00 м. и 11 ч. 15 м. 32 самолета Ju-88 бомбардировали порт Анапа.

Торпедный катер №33 в момент атаки стоял у причала. По сигналу воздушной тревоги на катере были заведены двигатели, и он начал отходить на рейд. В это время в 33-й попали две 50-килограммовые бомбы. Погиб 1 человек, 3 были ранены. От взрыва возник пожар, охвативший машинный отсек и бензобаки. Личный состав не успел сделать что-либо по борьбе за живучесть. Командир отдает приказание оставить катер. Вскоре после этого произошел взрыв бензобаков. Катер, дрейфуя, горел несколько часов, после чего затонул.

По описанию ветеранов ВОВ, которые воевали на торпедных катерах типа Г-5, после того, как произошло возгорание катера и команда не успела вовремя потушить, корпус выгорает полностью, остается только днище, которое при малейшей волне идет ко дну.

Возможно, останки катера находятся в акватории порта Анапа. Аквалангисты местного дайв-центра иногда находят на дне рядом с причалами куски дюраля.

19. «Пролетарий»

Буксир. Бывший «Кавказ». В составе ЧФ с 26.08.1941 г.

2 сентября 1942 года в 03 ч. 20 м. наши плавсредства, стоявшие в районе селение Благовещенское — озеро Соленое, были атакованы торпедными катерами противника, входившими в состав 1-й флотилии, которые выпустили 9 торпед. В результате атаки были потоплены катер-тральщик и буксир «Пролетарий».

В прайс-листе анапского дайв-центра есть реклама о погружениях на останки сухогруза «Одесский горсовет», якобы потопленного во время В.О.В. Создатели справочника не нашли упоминания о факте потопления данного судна.

Есть сведения о существовании траулера «Одесский горсовет», построенного в г. Ленинграде перед войной. Согласно справочнику «Вспомогательные корабли и суда ВМФ СССР 1941-1945» А. Голубева, в разделе «Военизированные суда» с 12.05.1944 г. по 16.09.1944 г. в боевых действиях на ЧФ принимало участие судно с названием «Одесский горсовет». По всей вероятности на грунте находится буксир «Пролетарий», ошибочно принятый за транспорт «Одесский горсовет».

Фактические координаты 44°59'N 37°14'Е.
Глубина около 10 метров.

21. Канонерская лодка «Красная Грузия»

Канонерская лодка «Красная Грузия» в камуфляже 

Обломки КЛ «Красная Грузия» в районе Мысхако 

 

Бывшее десантное судно типа «Эльпидифор», заложенное в 1916 г., но достроенное лишь в 1923 г. Изначально «Эльпидифор №417», с 1924 г. — тральщик №23, в 1925 г. получил название «Красная Грузия» и в 1928 г. переоборудован в канонерскую лодку.

Водоизмещение: стандартное — 800 т, полное — 1400 т
Длина: 74,7 м
Ширина: 10,4 м
Осадка: 3,6 м
Две паровые машины общей мощностью 750 л.с.
Скорость: полная 8 узл., экономическая 6 узл.
Экипаж: 169 человек.
Вооружение на 1942 г.: 3 130-мм орудия, 2 76,2-мм орудия, 2 45-мм орудия, 2 37-мм орудия, 5 12,7-мм пулеметов. Могла брать 180 мин.

27.02.1943 г. канонерская лодка «Красная Грузия» под командованием капитана 3 ранга Г. В. Катунцевского в 21 ч. 55 м. доставила маршевое пополнение в район Мысхако (плацдарм «Малая земля»). Ночь была темная, волнение на море 2 балла. «Красная Грузия» уткнулась носом в берег и начала разгрузку.

В 23 ч. 23 м. канонерка была атакована торпедными катерами противника. Торпеда попала в левую часть кормы. Взрывом были выброшены за борт 130-мм орудие и пулемет. Артрасчеты погибли. Машинное отделение заполнилось паром. Аварийные партии пытались закрепить переборки и этим прекратить поступление воды. Удалось отключить котел, в противном случае он бы взорвался. Вода затопила артиллерийские погреба. 28.02.1943 г. в 01 ч. 20 м. канлодка села на грунт в точке 44°39' N 37°47'Е (данные справочников) на глубине носом — 1,18м, кормой — 4,76 м.

Прибывшие буксиры пытались стащить корабль с мели, но из-за усилившегося обстрела спасательные работы пришлось прекратить. В последующие дни авиация и артиллерия противника основательно разрушили «Красную Грузию». Согласно официальным данным, после войны канонерская лодка поднята АСС ЧФ и сдана на слом. На самом деле корпус находится на месте гибели, по всей вероятности, была снята только надстройка.

Летом 2002 г. корабль был обследован тольяттинским клубом «Нептун-Про». Фактически координаты «Красной Грузии» — 44°39'N 37°46'Е. Нос возвышается над водой на полметра. Корпус сильно разрушен. Орудий на своих местах не обнаружено. Местные жители рассказывали, как вплоть до конца 1980-х годов дети, ныряя с маской и трубкой, доставали массу всевозможных взрывоопасных предметов.

22. Т-403 «Груз»

Тральщик проекта 3

37-мм зенитный автомат, поднятый на месте гибели тральщика «Груз», находящийся в музее г. Новороссийска

 

Вступил в строй в 1937 г.

28 февраля 1943 г. тральщик Т-403 «Груз» стоял на якоре на расстоянии 3,5 кабельтовых от берега в районе Мысхако, на глубине 15 метров. На верхней палубе находилось 250-270 бойцов с оружием, боеприпасы и продовольствие.

Технические данные смотри: Т-402 «Минреп».

В 23 ч. 25 м. корабль подвергся нападению со стороны немецких торпедных катеров. После попадания торпеды, возник крен до 30° на левый борт и дифферент на корму. Началось поступление воды в кормовые помещения. Отдельные листы настила были задраны вверх. Листы при этом разошлись на 80-150 мм и были загнуты вверх. 37-мм автомат вместе с банкетом и фундаментом, 45-мм полуавтомат, тральная лебедка и кран взрывом сорваны с мест и выброшены за борт. Для выравнивания возникшего крена командир корабля приказал находившимся на палубе бойцам перейти с грузом на правый борт. Это уменьшило крен до 15°. В кормовое машинное отделение поступает вода, которую откачивают эжектором.

Для перевозки оставшихся на борту бойцов подошли десантный бот и шхуна. Когда основная часть бойцов сошла с правого борта, крен на левый борт начал быстро увеличиваться. Видя безвыходное положение, командир отдал приказ оставить корабль. В 23 ч. 40 м. с корабля был дан последний сигнал: «Немедленно выслать буксиры, тральщик тонет». Борьба за непотопляемость продолжалась еще 10 минут, после чего «Груз» опрокинулся на левый борт и затонул в точке 44°39'N 37°47'Е с креном на левый борт. Форштевень был виден из воды еще 20 минут, затем исчез под водой и он.

В 70-х годах прошлого века обломки тральщика были обнаружены аквалангистами из г. Новороссийска. На поверхность подняли 37-мм зенитное орудие (находится на открытой площадке в районе Малой земли), а также большое количество боеприпасов и стрелкового оружия. То, что данный объект является тральщиком «Груз», подтверждает найденная корабельная рында с надписью «Груз». Корпус судна, по их описанию полностью разрушен, на большой площади разбросаны фрагменты набора.

В прайс-листе новороссийского дайв-центра «Капитан Нельсон» есть предложение о возможности погружения на тральщик «Груз», хотя они не подтверждают о его нахождении. В 2002 году при проведении экспедиции «Мемориал-2002» тольяттинским клубом «Нептун-Про» была предпринята попытка обнаружить обломки тральщика по координатам, предоставленным источниками.

Тральщик «Груз» не был обнаружен.

24. Тральщик Т-514

Бывший пассажирский теплоход Черноморского государственного морского пароходства. До 29.06.1941 г. «Ост». Построен в 1931 — 1932 годах. Мобилизован 22.06.1941 года, переоборудован в тральщик и 2.07.1941 года зачислен в состав Черноморского флота.

Водоизмещение: 285 т
Скорость: 12 уз.
Вооружение: 2 45-мм орудия, 2 пулемета, тралы.
Экипаж: 35 человек.

4 марта 1943 года в 18 ч. 31 м. тральщик вышел из Геленджика в район Мысхако. В 20 ч. 33 м. при подходе к району назначения, в районе мыса Дооб, тральщик подорвался на мине и затонул. По некоторым данным, пытался или даже успел выброситься на отмель. Координаты гибели отсутствуют.

Вероятнее всего, тральщик Т-514 подорвался на мине и затонул в районе координат 44°38'N 37°48' Е в 3-х километрах южнее Мысхако. В этом районе на грунте находятся около десятка судов, погибших на минах во время ВОВ. Глубина около 40 метров.

25. «Заря»

Минный заградитель «Заря»

 

Минный заградитель. Бывший пассажирский теплоход Сочинского пароходства. Вступил в строй в 1929 г. В составе ЧФ с 15.07.1941 г. Использовались по прямому назначению в первые месяцы войны, в дальнейшем — преимущественно как транспорты.

Водоизмещение: 354 т
Размерения: 24,4x5,3x2,9 м
Скорость: 9 уз.
Вооружение: 2 орудия 45-мм, 2 пулемета 7,62 мм, 10 мин.
Экипаж: 33 человека.

5 (по другим данным 4) марта 1943 года в 06 ч. 00 м. минный заградитель «Заря» под командованием лейтенанта В. Д. Алексеева вышел из Геленджика. В районе Мысхако подорвался на мине и затонул.

Вероятнее, минзаг «Заря» подорвался на мине и затонул в районе координат 44°38'N 37°48'E в 3-х километрах южнее Мысхако. В этом районе на грунте находятся около десятка судов, погибших на минах во время В.О.В. Глубина около 40 метров.

26. Тральщик Т-511 «Червонный Казак»

Бывший грузовой лихтер азовского государственного морского пароходства. Вступил в строй в 1896 г. До 1920 г. «Пророк Иона», до 1918 г. Т-335, до 1918 г. Т-235, до 1916 г. «Пророк Иона», в составе ЧФ с 03.07.1941 г.

Водоизмещение: 1050 т
Скорость: 8,5 уз.
Вооружение: 4 Орудия 45-мм, 3 пулемета, тралы.
Экипаж: 27 человек.

26 марта 1943 года тральщик Т-511 «Червонный казак» (бортовой №63) под командованием В. Ф. Белоконенко доставил пополнение в район Мысхако, после чего принял на борт раненых. При отходе от пирса корабль подорвался на магнитной мине и затонул. Погибло более 300 человек. По другим сведениям — во время перехода из Новороссийска в Туапсе.

Вероятнее всего, тральщик Т-511 подорвался на мине затонул в районе координат 44°38'N 37°48'E в 3-х километрах южнее Мысхако. В этом районе на грунте находятся около десятка судов, погибших на минах во время В.О.В. Глубина около 40 метров.

27. «Симеиз»

Бывший буксирный пароход ЧГМП. Вступил в строй в 1900 г. В составе ЧФ с 22.06.1941 г.

Водоизмещение: 172 брт.
Скорость: 10 уз.

В ночь на 5 апреля 1943 года 3 сторожевых катера, буксир «Симеиз» с баржей, 3 сейнера и 7 мотоботов доставили из Геленджика в район Мысхако пополнение и грузы. При возвращении корабли должны были эвакуировать раненых. После разгрузки и отхода от пристани в 05 ч. 30 м. в 2,8 мили к юго-востоку от мыса Мысхако в точке 44°37'N 37°48'2"Е буксир «Симеиз» (капитан В. А. Вечный) подорвался на магнитной мине и затонул. Мины были выставлены четырьмя германскими торпедными катерами в ночь на 1 апреля. Погибло 8 человек, спасено 13.

По данным координатам объекта на грунте не обнаружено. На расстоянии 2000 метров по пеленгу 328' от раннее предоставленных координат обнаружено судно по размерам схожее с буксиром «Симеиз».

Фактические координаты 44°37'N. 37°47'Е.
Глубина около 48 метров.
Возвышение над грунтом 7,5 метра.

29. MAS 572

Немецкая подводная лодка на фоне итальянских торпедных катеров типа MAC

 

Торпедный катер. Принадлежал Италии.

Водоизмещение: полное 26 т
Размеры: 19x4,7x1,5 м
Моторы: 2 по 1000 л.с
Скорость: 45 уз.
Вооружение: 2 пулемета 13,2 , 2 торпеды 450 мм.

12.05.1943 года торпедный катер MAS 572 был атакован тремя советскими штурмовиками Ил-2. Катер получил повреждение рулевого управления и попал под таран катера MAS 566. От полученных повреждений затонул южнее банки Мария Магдалина. Согласно данным источников, точка гибели 45°05'N 36°43' Е.

По сведениям гидролокации, 1,8 км юго-восточнее банки Мария Магдалина с координатами 45°02'N 36°57'Е обнаружен объект, квалифицирован как обломки судна, раскиданные по грунту.

Глубина около 15 метров. По словам аквалангистов в этом районе случайно был обнаружен разрушенный торпедный катер. Принадлежность не установлена.

30. F-376A, AF-70

Немецкая артиллерийская БДБ типа AF  

 

Быстроходные десантные баржи. Принадлежали Германии. Водоизмещение: 220 брт.

19.05.1943 года конвой «Kleiner Bar-89» в составе БДБ F-376A и AF-70 были атакованы четырьмя советскими штурмовиками Ил-2. От полученных повреждений БДБ затонули у станицы Благовещенская.

По данным источников, точка гибели БДБ 44°53'N 37°20'Е . Если наложить данные координаты, то получается, что объекты затонули в 2 км от берега, рядом с Анапой. Согласно данным гидролокации ближайшие объекты на грунте находятся в 3-4 км от предоставленных координат. Координаты первого объекта 44°52'N 37°18'E и второго 44°51'N 37°17'Е. Глубины 29 метров и 34 метра. Возвышение над грунтом 2 метра и 2,5 метра соответственно. Возможно, что данные объекты являются коллекторами сброса воды города Анапа.

31. Торпедные катера №46 и №66

Торпедный катер типа Г-5 

 

ТКА №46 — тип Г-5. Вступил в строй в 1934 г. До 1937 г. №123. До 1940 г. №185. До 06.08.1942 г. №64.

ТКА №66 — тип Г-5. Вступил в строй 22.08.1941 г. До 06.08.1942 г. №144.

5 июня 1943 года торпедные катера №46 и №66 (командиры Л. Власов и И. Кубрак) вышли из Геленджика в район Анапа — мыс Такиль для поиска плавучих средств противника. На протяжении всего рейда стояла хорошая погода. Несколько часов катера ходили вдоль берега, а на рассвете, когда горючего оставалось только на возвращение, пошли в базу. Но в это время налетел северо-восточный ветер силой 4-6 баллов, поднявший волну до 3-4 баллов. Преодолевая ее, катера снизили ход. К рассвету 6 июня катера дошли до района Мысхако. Здесь катера подверглись атаке авиации противника. Катера отстреливались, пока не кончился боезапас. Командир отряда И. Раевский запросил по радио авиационное прикрытие. Но аэродром в Геленджике был закрыт низкой облачностью, и истребители смогли вылететь только около 9 часов. В 05 ч. 55 м. в точке 44°36'N 37°40'Е катера загорелись и один за другим взорвались. Пожар и взрывы катеров наблюдались постами СНиС в Кабардинке и на мысе Дооб. 30 июня 1943 года катера были исключены из состава флота.

Глубина на месте гибели катеров около 200 метров.

33. Торпедный катер №61 (ВУ-61)

Тип Г-5. Вступил в строй в 1935 г. До 06.08.1942 №81. В последствии был переоборудован для волнового управления.

14 июля 1943 года командующий ЧФ отдал боевое распоряжение об уничтожении плавучих средств противника в порту Анапа в период с 17 по 21 июля таранным ударом снаряженного взрывчатым веществом торпедного катера волнового управления. Для выполнения поставленной задачи были выделены торпедный катер №61, снаряженный 2404 килограммами взрывчатого вещества, и самолет управления МБР-2. С 61-го были сняты торпедное и артиллерийское вооружение, консоли с укосинами, радио и штурманское оборудование. 18.07.43 г. в 21 ч. 33 м. катер вышел из бухты Геленджик на выполнение задания. В 00 ч. 15 м. вылетел самолет, который в 01 ч. 05 м. взял катер под свое управление.

При подходе к Анапе по катеру был открыт огонь береговой батареи противника из северной части порта. По сигналу с самолета, находившегося на высоте 2700 метров, на 61-м были включены бортовые огни и прожектор и даны произвольные проблески в сторону берега. После этого батарея огонь прекратила. В 01 ч. 53 м. в 300-400 метрах от головы анапского мола в точке 44°53'N 37°18'E катер столкнулся с препятствием и взорвался. Команда на взрыв с самолета сопровождения не подавалась.

Возможно, обломки катера до сих пор находятся в предполагаемом районе гибели.

35. 2-е баржи

Принадлежали Германии.

26.07.1943 года конвой «Hagen-52» был атакован советской авиацией в составе 8-и штурмовиков Ил-2 , при поддержке 2-х МБР-2. От полученных повреждений затонуло 2-е баржи. Согласно сведениям источников, точка гибели 45°01'N 37°11'E . По данным гидролокации на расстоянии 3-4 км находятся два объекта, по размерам схожие с баржами.

Фактические координаты 44°59'N 37°14'Е и 44°59'N 37°08'E. Глубина 2 метра и 19 метров. Возвышение над грунтом 1,6 метра и 2 метра соответственно. По рассказам местных рыбаков, первый объект, точно является сильно разрушенной баржой.

36. Торпедный катер №32

Тип Г-5. 9-я серия. Вступил в строй в 1937 г. До 1940 г. №52.

Во второй половине дня 15 октября 1943 года торпедные катера №32 и №102 прикрывали тральные работы в районе мыса Железный Рог. 32-й, маневрируя, оказался впереди тральщиков на расстоянии 3-4 кабельтовых и застопорил ход. В 21 ч. 00 м. в районе Матросской балки катер последовательно подорвался на двух минах заграждения противника К-7. Корпус переломился в районе рубки и кормовая оконечность быстро ушла под воду. Носовая оконечность еще некоторое время держалась на плаву за счет запаса плавучести таранного отсека, а затем также затонула. Подошедшие катера подобрали трех человек, державшихся за носовую оконечность. Погибли 4 человека. Координаты гибели отсутствуют.

6 ноября 1943 года катер был исключен из состава флота.

Вероятное место гибели находится в районе расположения минных полей. Согласно данным гидролокации, на расстоянии 16 километров южнее мыса Железный рог, на глубине 27 метров обнаружен объект, квалифицирован как обломки судна, разбросанные по грунту.

Фактические координаты 44°57'N 36°47'E.

37. Самолет «Бостон-А20»

 

Двухмоторный фронтовой бомбардировщик американского производства Douglas «Boston» A-20 серии Boston III («Havoc» — «Разрушитель»). Дата гибели неизвестна. По всей вероятности, самолет потерпел аварию или был сбит немецкой авиацией, в годы Великой Отечественной войны. Самолет случайно обнаружили в середине 90-х годов с борта НИС «Импульс» в р-не Голубой (бывшая Рыбацкая) бухты. Самолет практически цел, залегает на ровном песчаном грунте на глубине 36 м. Кабина штурмана смята влево, видимо, при ударе о дно после затопления. Хвостовое оперение разрушено по стыковочному узлу 372 и 3/4 (дюйма) линии фюзеляжа. Его элементы находятся на расстоянии от 3 до 8 метров. Просадка в грунт 20-30 см. Грунт — песок. Снаружи обильное обрастание мидиями (5-8 см), внутри фюзеляжа (в бомбовом отсеке) обрастание отсутствует. Есть доступ в кабину пилота и отсек стрелков задней полусферы, где свободно вращается на шаровом шарнире (не турель) крупнокалиберный Colt-Brouning 303. Останков членов экипажа либо амуниции и личных вещей не найдено. По рассказу очевидца события Полякова Алексея Васильевича (умер в 1995 г.), «Бостон» был атакован парой Me-109, один из которых был сбит огнем «Бостона» и упал в воду на удалении 1,2-1,5 км. В данный момент останки самолета являются объектом погружения местных дайв-центров.

Координаты гибели с погрешностью 300-500 метров 44°34'N 37°57'Е.
Глубина 36 метров.
На самолете практически всегда установлен буй.

38. Неизвестный объект

Обследован в 2002 году тольяттинским клубом «Нептун-Про» во время проведения экспедиции «Мемориал-2002». Объект представляет из себя прямоугольную конструкцию типа контейнера, из металла размерами приблизительно 30x6x5 метров. Входных люков не обнаружено. Есть небольшая пробоина размером 0,5 кв.м. При освещение внутренностей фонарем через пробоину видны поперечные и продольные элементы набора.

Фактические координаты 44°33'N 37°59'Е.
Глубина 32 метра.
Возвышение над грунтом 5 метров.

 

 * * *

По материалам книги "Затонувшие суда Черного и Азовского морей" А.В. Ёлкина и С.Ю. Курносова